Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Православное образование > Когда звонки затихают
«Ведомости Нижегородской митрополии» 3 (135) 16:58, 8 февраля 2018

Когда звонки затихают

Школьные уроки закончились, а впереди еще целый долгий день… Чем занять недавнего дошколенка кроме прогулки и выполнения домашних заданий? В нижегородской православной гимназии имени Сергия Радонежского этот вопрос решен — здесь создана целая развивающая среда дополнительного образования. И выбор кружков разнообразен, и ехать специально никуда не надо. А кружки такие, что и тело укреп­ляют, и душу успокаивают, и открывают новые горизонты.

Гимназисты говорят «нихао»

В половине второго, когда заканчиваются основные занятия в начальной школе, в холле православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского своих гимназистов ждут мамы и папы, бабушки и дедушки. Не все ребятишки уходят домой — многие остаются в школе продленного дня. Выглянешь в окошко — и увидишь, как младшеклассники играют во дворе, а внутри, в школьных коридорах, кто с обеда возвращается, чтобы приступить к выполнению домашнего задания, кто спешит на репетицию общешкольного мероприятия, а у кого начались дополнительные занятия.

— Повторяем еще раз: мэймэй, — слышится голос педагога в одном из классов.

— Мэймэй, — дружно откликаются гимназисты. Они изучают китайский и уже знакомы с этим словом, состоящим из двух иероглифов и означающих «младшая сестра».

— Ребятам интересно, и поэтому уроки у нас проходят легко. Они хорошо запоминают зрительно, и фонетика им дается проще, чем взрослым, — рассказывает преподаватель китайского языка Дарья Солнышкина. — Конечно, на основательное изучение языка нужно потратить не один год. Наша задача — пройти элементарные основы грамматики, фонетики, овладеть базовым словарным запасом, чтобы ребенок мог представить себя, назвать свой возраст, откуда он и так далее.

Гимназисты не только копят знания (некоторые уже приветствуют друг друга по-китайски «Нихао!»), но и тренируют память, голосовые связки. Занятия проходят два раза в неделю по 45 минут. Интересно наблюдать, как ребята учатся писать иероглифы у себя в тетрадях и на доске. Их начертание — определенный вид искусства.

— Один иероглиф может означать либо слог, либо слово, — объясняет Дарья Алексеевна. — А кто может вспомнить слово, состоящее из одного иероглифа?

— Хо! — отвечает кто-то из ребят.

— Что он означает?

— Огонь, — слышится уверенный ответ.

— А еще «цзя» — это означает «семья».

— Мне нравится китайский, потому что он сложный, — отвечает на мой вопрос третьеклассник Егор. — Пока еще он мне не пригодился, но вдруг я в Китай полечу, когда подростком буду?

«Да зачем еще этот китайский?» — возможно, спросит кто-то. Дело, конечно, не в вопросах геополитики — расширение языкового кругозора положительно сказывается на качестве развития памяти и мышления, совершенствует коммуникативные навыки в целом и способствует собственной культурной идентификации. И чем менее изучаемый язык похож на родной, тем ярче проявляется это влияние. Так что китайский язык (а еще и испанский, который также преподается в Сергиевской гимназии в качестве дополнительного) — вовсе не бесполезная экзотика. Да и просто специалиста со знанием иностранных языков в будущем наверняка оценят работодатели.

Сказки на песке

Во многих школах есть свой хор, театр, кружок декоративно-прикладного творчества… А в Сергиевской гимназии в рамках системы дополнительного образования есть кружок «Арт-песок». Широко известно, что рисование песком имеет терапевтические свойства, а также развивает фантазию. Под руководством учителя гимназисты создают целые пейзажи: горстка песчинок превращается в звезды на небе, дерево, снеговика с метлой…

— Мы смотрим на эту картину из окна, — дает задание учитель, и у ребят появляются песочные рамы, песочные занавески и песочный кот на подоконнике.

— Я придумываю сказку, и мы рисуем сначала дальний план, потом ближний. Песок имеет очень интересные свойства — можно рисовать прямо по рисунку, как масляными красками. Так получается целая история, — объясняет педагог ИЗО и МХК Надежда Селина.

От нее младшеклассники Сергиевской гимназии узнают, что, работая с песком, можно применять разные техники. Для рисования «светлым по темному» равномерно распределяют песок по поверхности и собирают его, оставляя белые линии. Противоположный метод — сыпать песок на «чистый» экран. Оказывается, песок открывает большие возможности свето-теневой передачи. Он имеет мелкую фракцию, которая при рассыпании дает красивые растяжки. Подобного эффекта сложно достичь в красках и карандаше. На этих занятиях ребята учатся основам рисунка, составлению сложных форм из простых.

— Если группа набирается не меньше 10–12 человек, мы используем веб-камеру и транслируем то, что я делаю, на экран, чтобы все могли видеть, — говорит Надежда Владимировна.

Тем временем в спортивном зале проходят занятия по лечебной физкультуре. К сожалению, даже когда полезные упражнения рекомендованы врачами, многие ими пренебрегают, недооценивая их роль в борьбе с заболеваниями позвоночника.

— Профилактика нарушения осанки очень важна: из-за снижения двигательной активности у детей ослабляется мышечная система, а так как в положении сидя идет большая нагрузка на позвоночник, мышцы должны быть функционально готовы к тому, чтобы удержать позвоночник в правильном положении в течение дня, — объясняет педагог Мария Колесова.

Разгрузить рабочие будни

— Мы поднимаемся высоко-высоко в небо, мы видим людей, которые находятся внизу… Мы поднимаемся высоко к солнцу, наши глазки закрыты, мы представляем, что все наше тело отдыхает, — рисует картину педагог. Вокруг нее девочки и мальчики сидят на креслах и диванах в уютном школьном кабинете. Упражнение помогает им расслабиться. Всего через несколько минут они будут выполнять уже другое задание. Смена деятельности на занятиях «сказкотерапией» происходит довольно быстро. Их основа — игра.

Кружок работает в Сергиевской гимназии с этого учебного года. Занятия проводятся с первоклассниками, чтобы помочь им адаптироваться к школе, а также развивать память, внимание, мышление, воображение. Дети приходят в школу разные: один робок, другой чрезмерно активен. Работа в кружке направлена на то, чтобы они смогли расслабиться и кто-то стал более открытым, почувствовал себя в безопасности, а кто-то — более спокойным.

— Через игру, через сказку ребенок избавляется от своих комплексов, страхов, что, конечно, положительно влияет на успеваемость, — считает педагог-психолог Наталья Чечина.

Многие современные школьники участвуют не только во внеурочной деятельности, но и посещают музыкальную или спортивную школу, изучают языки с репетитором. Вопрос как не перегрузить ребенка стоит всегда остро.

— Преподаватели нашей гимназии учитывают возраст детей и нагрузку дают соответствующую. Мы наблюдаем за развитием ребенка в течение учебного года и исходя из этого рекомендуем занятия на следующий год, — поясняет Наталья Николаевна.

— У ребят получается полный рабочий день, с восьми утра и до шести вечера, поэтому нам бы хотелось создать для них в школе комнату отдыха. К сожалению, пока такой возможности нет, но, надеюсь, мы все-таки воплотим в жизнь эту задумку, — сказала директор Сергиевской гимназии Ольга Тюхова.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.