Главная > Интервью > Матушка Людмила Кононова: «Я всматриваюсь во время…»
18:20, 24 января 2007

Матушка Людмила Кононова: «Я всматриваюсь во время…»

Людмила Кононова, а для тысяч людей просто матушка Людмила, жена священника из Вятки, – автор и исполнитель замечательных душевных авторских песен, без которых сегодня трудно представить этот жанр. Матушка Людмила в постоянном творческом поиске – концерты, встречи, запись на радио «Радонеж», выпуск компакт-дисков…

Прошедший 2006 год подарил ценителям ее творчества книгу «Поэтам железного века» – необычный сборник, в который вошли и уже известные песни, и стихотворения, и записанные в форме воспоминаний рассказы… Все эти новые и уже полюбившиеся песни и стихи, а также «комментарии» к ним составили новую программу. Ее премьера уже прошла в Москве и Санкт-Петербурге, а 18 февраля – в Прощеное воскресенье и ровно через неделю после дня Собора новомучеников и исповедников Российских – ее смогут увидеть и услышать нижегородцы.

Дата концерта выбрана, конечно же, не случайно. «Я всматриваюсь во время…» – эти слова, вынесенные в заголовок «прозаической» части новой книжки, проходят лейтмотивом через все творчество Людмилы Кононовой.

– Что вдохновляет вас на творчество?

– Я постоянно думаю о судьбе России в XX веке, – рассказывает матушка, – всматриваюсь в это время и спрашиваю себя: что же произошло с нашей родиной в те годы. К этой теме прикасаться тяжко. И это естественно для живой души, потому что, когда думаешь о подобном, остается только или плакать, или молиться, но не говорить об этом нельзя.

Дело в том, что я происхожу из рода, целиком сосланного в 1932 году на каторгу. Мой прадед Яков Спиридонович Бабаев – человек высокой культуры и тонкой души – жил благочестиво, вырастил с женой Марией Тихоновной 17 детей. До революции он был купцом второй гильдии. В селе Салмычи под Казанью на средства его семьи был построен храм, церковно-приходская школа, где он преподавал. В храме он пел на клиросе. А потом все рухнуло. Когда карательные органы ЧК пришли его раскулачивать и поставили к стенке, вся бедная часть деревни заступилась за него. Деда оставили в живых, сослав с многочисленным семейством в Магнитогорск.

– То есть вы не понаслышке знакомы с темой новомучеников и исповедников российских?

– Я выросла на рассказах моей мамы о том, как они жили, как выживали. Именно с этих разговоров началась для меня гласность – с пяти лет. Как ребенок может воспринимать весь этот ужас? У меня полное ощущение, что все это происходило со мной, вот поэтому из альбома в альбом появляется тема новомучеников и исповедников российских. В «Семейном альбоме» – это «Крестная любовь», написанная после посещения полигона в Бутово, а в последнем, который называется «Патриотический романс», – «Про батю».

Вот сейчас у меня появилась новая песня, которая называется «Родные имена». Она посвящена событиям, о которых я сейчас говорила, моим предкам, тому страшному времени. Эта песня будет исполнена на предстоящем концерте.

– Как вы сами определяете направление, в котором работаете?

– Это православная, духовная песня. Нет, все-таки, наверное, слово «духовная» в данном случае говорить нельзя. Духовное – это то, что поется в храме.

– Но она же вышла из храма…

– Да, вот и мы с батюшкой так определяем. Сегодня вокруг церкви возникает некое небогослужебное пространство. Совершенно естественно, что оно заполняется, и здесь есть очень тонкая грань. Ее надо выдержать, потому что необходимо соответствовать исходному пункту, откуда мы все, ни в коем случае не оскорбить святыню Духа.

Должен быть духовный труд, который невозможен без благословения. И то, что я делаю, конечно же, делаю не самочинно. Своих сил мне бы и не хватило, и я бы опустила руки и перестала этим заниматься. Но всякий раз вспоминаю, какие люди меня благословили, какие люди молятся об этом и считают, что это очень важно.

Я много езжу по России по приглашению приходов, епархий и вижу, каково воздействие такой песни и как она важна. Выходя из церкви, человеку хочется продлить молитвенное состояние. Хорошо, если так, но он не может постоянно находиться в молитве, иногда надо и ослабить тетиву лука… И вот здесь как раз нужна небогослужебная православная песня.

– Ваш слушатель – кто он?

– Разные люди. Понятно, что в первую очередь приходит воцерковленный народ – те, кто знает мое творчество, полюбил его, слышал по «Радонежу», в фильмах, на кассетах. Приходят люди, еще не вошедшие под церковный покров, творческая интеллигенция: филологи, которые стремятся к серьезным поэтическим текстам, профессиональные музыканты… Но в большинстве мои слушатели – это просто люди, любящие и ценящие русское слово.

Беседовал Алексей Киселев

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.