Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: «Секуляризацию мы сможем переварить, как и заразу коммунизма»
«Ведомости Нижегородской митрополии» №23 (221) 19:12, 14 декабря 2021

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: «Секуляризацию мы сможем переварить, как и заразу коммунизма»

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) Русской Православной Церкви митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений 25 ноября принял участие в церемонии открытия Рождественских образовательных чтений Нижегородской митрополии. После открытия форума владыка Евгений посетил вечернюю студию радио «Образ». Приводим фрагменты этой беседы.

— Владыка Евгений, тема нынешних Рождественских чтений — «К 350‑летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Почему она сформулирована именно так?

— Наш отдел религиозного образования и катехизации предложил на рассмотрение Высшему церковному совету три возможные темы для XXX юбилейных Рождественских образовательных чтений. Все они связаны с событиями 2022 года — это юбилей государя императора Петра I, 30‑летие деятельности ОРОиК и самого образовательного форума, а также тот факт, что следующий год объявлен Годом национальной культуры. Членам ВЦС показалось полезным и интересным посмотреть на сегодняшнюю жизнь через призму того, что происходило 300 лет назад в эпоху активной деятельности Петра I. Тему одобрил Патриарх. Она дает повод для дискуссий в течение всего следующего года, что позволит участникам диалога погрузиться в вопросы той эпохи, с тем чтобы осознать, где мы находимся сегодня, какие решения принимаем, куда будем двигаться. Сегодня во время торжественного пленарного заседания относительно Петра I прозвучали противоположные мнения, настолько личность императора разносторонняя, противоречивая, но, бесспорно, великая.

— Как известно, с Петра I началось расцерковление гражданской жизни и стали проводиться секуляристские реформы, которые были доведены до крайней черты после революции 1917 года. Как секуляризация образования повлияла на мировоззрение и нравственное состояние русских людей, и как это противоречие прео­до­левается сегодня?

— Секуляризация образования привела к колоссальным изменениям в понимании задачи учителя и мира в целом. Однако этот процесс начался не при Петре I, а при его отце, царе Алексее Михайловиче, и патриархе Никоне. Именно тогда совершилась эта драма, а Петр вошел в нее как в данность. К концу XIX — началу XX века мы уже видим процесс охлаждения в вере масс народа, в первую очередь, элиты. Кстати, когда российская элита перешла на французский язык, потребовалось наказание в виде Наполеона, чтобы народ вернулся к своему языку.

В первые годы советской власти в школе были запрещены такие предметы, как история и литература, потому что история свидетельствовала о 1000‑летнем христианском пути русского народа, а литература была основана на Евангелии. И только через несколько лет преобразований поняли, что, если не вернуть эти предметы в школу, все образование рухнет. На небольшой срок, во время Великой Отечественной войны, сделали работу над ошибками, ослабили узы, наложенные на Церковь, но в полной мере к десекуляризации школы не смогли вернуться по сей день. Мы продолжаем быть заложниками этой ситуации. С этим что-то надо делать. Мы пытаемся этим заниматься. Процесс непростой и очень интересный.

— С одной стороны, православные школы — это сформированная система, с другой — это песчинка в океане светской системы образования. Что в этом отношении делает Синодальный отдел, к чему призывает коллег, педагогов и священников?

— Сегодня основные усилия СОРОиК должны быть направлены не на учебники, программы и регламенты, хотя и это важно, а на личность учителя. Недавно мы совместно с издательством «Просвещение» подготовили новый учебник по основам православной культуры (ОПК) для четвероклассников. А в течение года работали над созданием нового инструментария, который позволил бы Церкви иметь прямой выход на учителя и готовить его напрямую, а не через институты развития образования или педагогичес­кие вузы. По поручению Святейшего Пат­риарха Кирилла инструментарий создан — это цифровая площадка, которая дает нам возможность эффективно работать с педагогами по всей стране. Сейчас мы обучаем на этой площадке экспертов, а на Рождественских чтениях, которые пройдут в Москве, мы ее презентуем сообществу педагогов и пригласим на ней зарегистрироваться. Площадка позволяет ярким, талантливым священникам и педагогам православных школ, которые уже имеют колоссальный опыт, выйти на учителей без такого опыта. Надеюсь и рассчитываю, что с изменением качества учителей и школа будет меняться. И эту секуляризацию мы тоже сможем переварить, как некогда русский народ переварил заразу коммунизма к концу 1980‑х годов.

— Как вы планируете выделять и поощ­рять обученных?

— Чтобы решить эту задачу качественно, интересно, мы пригласили профессионалов с большой буквы. Это люди воцерковленные, находящиеся в традиции, которые десятилетиями работают на онлайн-площадках. Перед нами стоит задача создать методический кабинет (мы называем это фабрикой позитивного контента). Представители Министерства просвещения и Академии Минпросвещения говорили мне о том, что сейчас они ставят задачу разгрузить педагога от бумаг и документации, вернуть воспитательную функцию в школу, с тем чтобы педагог перестал быть машинкой, которая отрабатывает образовательную услугу, а снова стал для школьников детоводителем, от сердца к сердцу передавал свой опыт детям. То есть руководители в сфере образования видят проблему и пытаются развернуть школьную систему из 1990‑х годов в нормальное русло. Я надеюсь, что у этих искренних деятельных людей это получится.

— И все-таки школьное, гимназическое образование — лишь часть той работы, которой занимается СОРОиК. Каковы другие актуальные направления деятельности отдела?

— Кроме школ мы занимаемся приходским просвещением. Это всеми нами любимые воскресные школы. Есть вывеска, учебники стоят на полочках, подготовлены учителя — система отлажена. Проб­лема в другом: после воскресной школы дети не возвращаются на приход. В связи с этим разработан и апробируется специаль­ный документ — «Основы педагогического сопровождения детей и взрослых в системе приходского просвещения». В нем изложен опыт нетрадицион­ных форм занятий с детьми, показано, как вовлечь ребенка в приходскую жизнь, как сделать ее насыщенной и интересной и при этом построить ее не вокруг костров и походов, а вокруг евангельской истины, вокруг Христа. В частности, дается совет, как не разделять взрослых и детей на приходе, как создать целостную систему приходской жизни, чтобы она перетекала в семью и дружескую среду общения. Это важный аспект нашей внутрицерковной жизни, чтобы она не была формальной, скучной, неинтересной. Кстати, обмен опытом можно организовать на той онлайн-площадке, которую мы открыли для школьных учителей.

— Что вы предлагаете на приходе детям, окончившим воскресную школу? Раньше были зарницы, движение скаутов…

— В Екатеринбурге при храме Вознесения Господня работает отряд православных следопытов, который основан на традициях скаутского движения, заложенного еще при Николае II. У следопытов своя униформа, знаки отличия в виде нашивок. Эта атрибутика отмечает разные ступени, которые освоили дети: научились разжигать костер, вязать узлы, подтягиваться, приняли участие в социальном проекте и т. д. Между ребятами появляется дух соревновательности. Очень важно, что эти достижения основаны не только на спортивном интересе, а тесно связаны с просветительской работой на приходах и участием ребят в церковной жизни. Они исповедуются, причащаются, трудятся по восстановлению храмов, проводят беседы. Отряды отличаются по профилю. Один отряд больше участвует в парусных регатах, другой взаимодействует с казачеством, имеет военизированную окраску, третий больше занимается социальной работой. Лидеры этого движения из Екатеринбурга сейчас тесно контактируют с Синодальным отделом по делам молодежи.

— В следующем году отмечается 350 лет со дня образования Нижегородской епархии. Екатеринбургскую и Нижегородскую митрополии часто сравнивают, ставят на одну ступень. Как наши епархии взаи­модействуют и обогащают друг друга?

— Уже притчей во языцех стала фраза: «В Нижегородской епархии каждый год открывается минимум одна православная гимназия». Такую динамику, как у вас, редко где можно увидеть. Труд, положенный владыкой Георгием, пастырями и неравнодушными людьми, колоссален. А сегодня я услышал об очень важном для меня опыте: об Ассоциации православных гимназий Приволжского федерального округа. Обязательно поставлю задачу создать такую ассоциацию на всероссийском уровне и по всем федеральным округам.

Отдельная тема — развитие православных детских садов. В этом направлении самую динамичную ситуацию я наблюдаю в Нижнем Тагиле, где каждый год открывается новый садик, а также в Нижнем Новгороде.

Если все звенья: детский сад, школа, вуз — будут правильно выстроены с точек зрения качества образования и духовной, на выходе мы можем получить яркую личность, которая потом окажет влияние на жизнь нашего общества. Сегодня в кабинетах правительства РФ трудятся выпускники православных школ, семинарий, которые самоотверженно влияют на принятие решений. И я понимаю, что это в том числе результат того, что было сделано 15–20 лет назад. Необходимо продолжать взращивать грамотных, духовно ответственных людей, чтобы они были и на заводах, и в больницах, и в социальных проектах, и в высоких эшелонах власти.

Беседовали Павел Аккуратов и Наталия Звягинцева. Версия для печати Марины Дружковой

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.