Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Молитва — свет для души
«Ведомости Нижегородской митрополии» 19 (175) 16:11, 15 октября 2019

Молитва — свет для души

«Молитва Господня», Джеймс Тиссо, 1886–1896 гг.

Нет ничего легче молитвы: разговаривать с Богом можно (и нужно!) в любое время, в любом месте, в любом настроении. Нет ничего сложнее молитвы: разговор этот должен идти из глубины души, он должен стать потребностью, неотъемлемой частью нашей жизни. Нет ничего сильнее молитвы. «Она и невозможное делает возможным, трудное — легким, неудобное — удобным», — говорил Иоанн Златоуст. О молитве мы говорим с клириком храма во имя Всемилостивейшего Спаса протоиереем Владимиром Гофманом.

Очень переживаю по поводу того, что не успеваю прочесть целиком утреннее правило: читаю оттуда несколько молитв — начальные и конечные: «Отче наш», «Верую», одну Иису­су Христу, Ангелу Хранителю, Богородице, за здравие и за упокой. Можно ли так делать или лучше молиться, как батюшка Серафим велел: «Верую» и по три раза «Отче наш» и «Богородице, Дево, радуйся»?

— Главное, что у вас есть потребность в молитве. И разговаривать с Богом нужно не торопясь. Не случайно святые отцы давали такие советы, как и преподобный Серафим Саровский. Ведь и Спаситель говорит, отвечая на вопрос Своих спутников о том, как надо молиться: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф 6:7–14). Это не значит, что надо совсем отказаться от других молитв. Слова Христа мы призваны применять к ситуации, не произносить молитву впопыхах и формально, лишь бы вычитать. Никому: ни вам, ни Богу — такая молитва не нужна. А выбор молитв остается за вами. Только были бы они сердечными.

Что делать, если во время службы в храме никак не могу сосредоточиться? Заставляю себя это сделать, а мысли все равно «гуляют».

— Рассеянность на молитве — явление распространенное. Точных рецептов, как от нее избавиться, нет: все мы разные, каждый по-своему ищет тропинку к Богу. Поэтому и святые отцы дают не одинаковые советы в этом трудном деле. Главное, пожалуй, условие, чтобы мысли не рассеивались во время богослужения, — понимать, что происходит в храме. Все действия священнослужителей символичны, все песнопения хора отточены во времени и посвящены действиям, которые происходят в алтаре. Когда человек понимает это, он участвует в богослужении, переживает евангельские события вместе с другими. В противном случае он стоит столбом, не ведая, что происходит: зачем диакон кадит храм, зачем открываются-закрываются царские врата и т. д. Знакомьтесь с литургикой, и будете в храме не «подсвечником», а участником происходящего.

Говорят, что молитва — это разговор с Богом. И в то же время нам диктуют, когда и какие молитвы надо читать… Могу ли я вместо утреннего и вечернего правила молиться Богу, просто разговаривая с Ним, так, как этого просит моя душа, своими словами?

— Молитва, по определению святителя Филарета (Дроздова), есть возношение ума и сердца к Богу. Можем ли мы возносить к Нему ум и сердце, обращаясь своими словами? Вероятно, да. Но найдем ли мы правильные слова? Не станем ли просить у Него того, что вовсе не полезно для спасения души? Скорее всего, так и получится: нам ведь хочется прежде всего земных благ, жизненных успехов, телесного здоровья. И все это действительно нужно нам, и, более того, обо всем этом знает Бог. Так стоит ли об этом говорить в беседе с Богом? На первом плане в молитве должно стоять то, что способствует нашему духовному росту, очищению и спасению души. Сила молитвы именно в том, что через нее происходит единение человека и Бога, в определенной мере реализуется назначение человека — его обожение. Вот для чего святые и оставили нам тексты молитв. Это некие образцы наших прошений: вот так и вот это нужно просить у Бога, чтобы быть услышанным и получить желаемое, если это желаемое соответствует Божиему Промыслу о нас. Не услышаны бываем, когда произносим бесполезное, когда, молясь, не оставляем грехов своих, то есть обращаемся к Богу с нечистым сердцем. И еще Он нас не слышит, когда мы просим отмщения врагам.

Мы с подругой ходим в храм по воскресеньям. Она перед этим читает утреннее правило, я же этого не делаю, так как в храме буду молиться. Кто прав?

— Что за стремление быть одинаковыми? Один человек любит молиться, и молитва ему не в тягость, а в радость. Другой выполняет свою христианскую обязанность, и молитва для него — повинность. И оба они могут быть угодными Богу, потому что не по количеству прочитанных молитв Он оценивает человека, а по его делам, по любви, без которой невозможно ни Богу, ни людям угодить. Царство Божие, которое «внутри нас», не в слове, а в силе (1 Кор 4:20). «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21). Нельзя равняться на подругу, просто копируя ее поступки. Если она искренне молится, честь ей и хвала. Если формально — нет и смысла в такой молитве. Если вы не хотите молиться, это неправильно, но если будете делать это по обязанности, тоже толку немного. Правда, по закону перехода количества в качество, возможно, вы и полюбите молитву, и тогда исполнение утреннего правила будет приносить вам радость, а вопросы сами собой отпадут.

Хожу в храм, исповедаюсь и причащаюсь, стараюсь соблюдать посты. А вот потребности молиться у меня нет. Заставляю себя делать это. Подскажите, что делать, чтобы хотелось молиться?

— У любого действия должен быть смысл. Для начала надо определить — для чего вам все это: храм, таинства, молитва… Следует также помнить, что молитва — это своего рода духовное упражнение. Ей надо учиться. И понуждать себя в осмыслении и делании. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12).

Переехала в Нижегородскую область недавно. В храме меня удивило, что во время «Херувимской» прихожане складывают руки крестом на груди, будто идут на причастие. У нас такого не было. Одна бабушка аккуратно дала понять, что я тоже должна сделать как все. Откуда такая традиция и обязательна ли она к исполнению, или я могу стоять с опущенными руками во время «Херувимской»?

— Складывание крестообразно рук во время пения «Херувимской песни», действительно, является благочестивой традицией, даже, можно сказать, местным обычаем. Он распространен не только в Нижегородской епархии, но и в других регионах России. В Уставе Православной Церкви обоснования такой традиции нет, и вас не должны принуждать к исполнению этого обычая. Тем не менее, можно последовать примеру большинства, чтобы избежать конфликта.

Не пойму, во время каких молитв в храме нужно вставать на колени и обязательно ли это?

— С поклонами в наших храмах дело обстоит именно так: кто во что горазд. Кто мешает узнать правила? Да никто. Прос­то лень. Устав о поклонах достаточно обширен, и знакомиться с ним следует не на газетной площади. Находится он в Типиконе — Книге правил. Скажу коротко о земных поклонах на литургии. Надо помнить, что в воскресные дни, двунадесятые и великие праздники, а также в дни от Рождества Христова до Богоявления и от Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны уставом отменяются. Не делается земной поклон и после причащения Святых Таин. Тем более когда храм полон, неуставные коленопреклонения сильно затрудняют других молящихся. Святые отцы, тем не менее, не возбраняют совершать поясные поклоны до земли в особые моменты литургии: при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем…», после возгласа «И сподоби нас, Владыко», при выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите» и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно». Устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая — святым». В любом случае руководствоваться следует не только своими благочестивыми чувствами.

Подготовила Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.