Нижнему Новгороду 800 лет


Главная > Новомученики > Молитвенник за лукояновскую землю
«Ведомости Нижегородской митрополии» №24 (222) 20:44, 29 декабря 2021

Молитвенник за лукояновскую землю

Памяти священномученика архиепископа Тверского Фаддея

Самая что ни на есть глубинка России — старинное, исконно-русское село Наруксово, сейчас находящееся в административных границах Починковского района. Одно из самых живописных мест Нижегородской области. Именно здесь, в бывшем Лукояновском уезде, 12 ноября 1872 года родился будущий святитель архиепископ Тверской, священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский). Ко дню его памяти — 31 декабря — его земляки очень просили нашу редакцию опубликовать с любовью и тщанием собранные ими материалы о его жизни.

Считать себя земляками новомученика могут не только починковцы. В некогда огромный Лукояновский уезд Нижегородской губернии входили нынешние Лукояновский, Починковский, Большеболдинский и Первомайский районы Нижегородской области, а также Старо-Шайговский и Ичалковский районы Республики Мордовии. Жители всех этих мест по праву могут называть себя исконными земляками святителя Фаддея, принявшего 31 декабря 1937 года в застенках тюрьмы НКВД города Твери мученическую смерть за веру.

Дед, отец, ректор

Родился будущий владыка в большой и дружной семье священника села Наруксова, а заодно и благочинного, протоиерея Василия Успенского. За длительное служение Василий Федорович имел награды: палицу и орден Святого Владимира IV степени. Дедушка владыки Фаддея тоже всю жизнь был священником в Наруксове. На тот период в селе было три церкви. Из всех своих внуков (а было в семье протоиерея Василия Успенского и его жены Лидии семеро сыновей и две дочери) дедушка Федор больше всех любил Ивана и прозорливо еще в детстве называл его ласково и нежно не иначе как Архиереем.

О детских годах Ивана известно лишь, что рос он послушным ребенком, почитающим своих родителей, деда, братьев и сестер. В семье его очень любили. Дети воспитывались в строго православных традициях, помогали по хозяйству, познавая с измальства и тяжелый крестьянский труд, и гражданскую и церковную грамотность, летом купались и ловили рыбу в местных речках Иресть и Рубцовке.

Примером для подрастающего Ивана были старшие братья и сестры: Владимир учился в Санкт-Петербургской духовной академии, Александр — в Мос­ков­ской, куда после успешного окончания Нижегородской духовной семинарии в 1892 году поступил и Иван.

Ректором Московской духовной академии в то время был архимандрит Антоний (Храповицкий), образец ученого монаха и пастыря, который нес свет Хрис­тов без напускной мрачности и подчеркнутого аскетизма. Его пример оказал огромное влияние на Ивана Успенского. В те годы идеалом молодого человека, сохранившего в душе детскую простоту, были только любовь к Богу и безупречное исполнение заповедей.

Преподавание и пастырство

В 1896 году Иван Васильевич с успехом окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. А 15 августа 1897 года пострижен в монашество с наречением имени Фаддей, в память святого апостола Фаддея, и в тот же месяц был рукоположен в сан иеродиакона. Позднее он стал иеромонахом и был назначен преподавателем логики, психологии, философии и дидактики в Смоленскую духовную семинарию.

На преподавательской стезе у иеромонаха Фаддея было множество послушаний: инспектора Минской и Уфимской духовных семинарий, ректора Олонецкой семинарии. 15 марта 1902 года он был возведен в сан архимандрита, а 21 декабря 1908 года в городе Владимиро-Волынске (современная Украина), в храме Христорождественского монастыря состоялась его хиротония во епископа Владимиро-Волынского.

В тяжелые годы Первой мировой войны, Великой, как ее тогда называли, епископ Фаддей неустанно служил молитвой и проповедями своей пастве, которая видела в нем образ смиренного архипастыря и пример абсолютно во всем. Волынь, окраину России, с 1917 года оккупировали то немцы, то поляки, то петлюровцы. Епископ Фаддей был правящим архиереем Волынской епархии, ввергнутой во все ужасы оккупации, междоусобицы и разрушения. Для населения Волыни его пребывание на архиерейской кафедре было большим утешением: владыка прилагал все силы и авторитет для примирения враждующих и воюющих, был бесстрашным защитником всех преследуемых властями, к какой бы противоборствующей силе они ни принадлежали.

Многие враждовавшие между собой силы, зная большой авторитет епископа Фаддея среди населения, пытались привлечь его на свою сторону. Но он всем давал категорический отказ, заявляя, что принимать участие ни в каком движении не будет и духовенство также не следует втягивать в политическую борьбу.

Неугодный

В 1921 году Волынь захватили большевики. Начались массовые аресты неугодных, в том числе церковнослужителей. Был арестован и епископ Фаддей. Сразу же после ареста епископа верующие написали коллективное обращение в Волынскую ЧК: «Епископ Фаддей много лет известен в епархии, где нет ни одного храма или церкви, где бы он ни служил и ни проповедовал. Нам известна и его личная жизнь как молитвенника и пастыря. Никогда епископ Фаддей не вмешивался в политику, ни к чему противозаконному никого и никогда не призывал». Под давлением общественности 9 марта 1922 года Преосвященный был освобожден из Харьковской тюрьмы.

Освобождение было оформлено как высылка с территории Волыни в распоряжение Патриарха Тихона, с ограничениями, позволяющими жить только в одной из центральных северных губерний РСФСР или Западной Сибири, с подпиской о регистрации в органах ВЧК. Фактически это была административная высылка.

Патриарх Тихон назначил владыку Фаддея на Астраханскую кафедру и возвел в сан архиепископа. Но уехать туда сразу не удалось. Как раз в это время, в марте 1922 года, началась кампания по изъятию церковных ценностей и аресты тех, кто был с этим не согласен. Епископ Фаддей попал и под эту волну. Как многие церковнослужители, он призывал верующих мирно, не прибегая к насилию, отстаивать храмы от закрытия, разграбления и разрушения. В сентябре 1922 года по делу архиепископа Фаддея было составлено обвинение во враждебном отношении к советской власти. Итогом стала административная ссылка на год в Зырянскую область.

Выехать на новое место служения владыка Фаддей смог только в конце 1923 года, после ссылки. На Астраханской кафедре он служил до ноября 1928 года, после чего был назначен правящим архиереем Тверской епархии. Это было его последнее место служения.

Народ в Твери искренне и глубоко любил архиепископа Фаддея. Еще издали завидев владыку, люди останавливались и кланялись ему. Многие, видя его праведную жизнь и веря в силу его молитвенного предстательства перед Богом, по всякому поводу шли к нему за благословением. По свидетельству многих прихожан, он обладал даром прозорливости и исцеления. Проповеди архиепископ говорил за каждой литургией — из глубины души износил святоотеческий дух, живший в нем и наполнявший каждое его слово.

К 1937 году государственная политика в отношении Церкви ужесточилась. Еще 29 сентября 1936 года власти лишили архиепископа Фаддея регистрации и запретили ему служить, но тот с огромным риском для себя продолжал служить в последнем незакрытом храме Твери, за Волгой.

20 декабря 1937 года около восьми вечера сотрудники НКВД пришли в дом владыки Фаддея с обыском и ордером на арест. До пяти утра обыскивали, но не нашли ни денег, ни личных ценностей. Изъяты были лишь панагия, крест, потир, четки, дароносица, облачение, духовные книги, циркуляры Московской патриархии, фотографии, два архиерейских жезла и 27 свечей. В обвинение ему ставили контрреволюционную деятельность. На допросах Преосвященный держался мужественно, вину категорически не признал.

Заступление кротких — Божия Матерь

В тюрьме владыка был помещен в одну камеру с уголовниками-рецидивистами. Они издевались над ним, подводили к стене, а затем забирались к нему на плечи, чтобы достать до окна. Измучив, заталкивали под нары. Он с кротостью и смирением переносил издевательства. Лежа под нарами и непрестанно молясь, в последние дни своей жизни на земле смиренно нес свой крест, утяжеленный теперь унижением.

Вступилась за него Сама Матерь Божия. Однажды ночью Она явилась в камере главарю уголовников и грозно сказала: «Не трогайте святого мужа, иначе вы лютой смертью погибнете!» Наутро тот пересказал свой сон товарищам, и они бросились под нары поглядеть, жив ли владыка. Из-под нар их осиял ослепительный свет. Вытащив архиепископа, они пали перед ним на колени и просили прощения. С этого дня насмешки и издевательства прекратились.

Через десять дней после ареста тройка НКВД приговорила архи­епископа Тверского Фаддея к расстрелу. Около часа ночи 31 декабря 1937 года владыку казнили, утопив, по рассказам, в яме с нечистотами. 2 января 1938 года тело Высокопреосвященнейшего Фаддея, завернутое в брезент, было погребено в Твери на местном кладбище за Волгой в неглубокой яме.

Весной 1938 года после Пасхи местные женщины раскрыли могилу и переложили тело архиепископа в простой гроб, вложили в руку пасхальное яйцо, а на могиле поставили крест.

26 октября 1993 года, в день праздника Иверской иконы Божией Матери, честные останки архиепископа Тверского Фаддея (Успенского) были обретены. Ныне они находятся в Вознесенском соборе Твери. Как при жизни святого, так и после его мученической кончины, многие обращающиеся к архипастырю получают по его молитвам исцеление и утешение в скорбях. А 18–23 февраля 1997 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил владыку Фаддея к лику святых.

Сегодня на родине святителя, в селе Наруксове, все утопает в зелени деревьев и кустарников, в цветении многочисленных садов и плодовых культур. В округе много родников с кристально чистой водой, через само село протекают речки Иресть (Ирсеть) и Рубцовка, есть и несколько прудов. Невдалеке рощи, леса, богатые грибами и ягодами. Прекрасное место отдыха в летнее время! Пусть же земляки хранят вечную память о  великом и светлом человеке, архиепископе Фаддее, передавая ее детям и внукам из поколения в поколение.

Владимир Усков, Сергей Воронин

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.