Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Молитвенное делание: как, когда, кому?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 17 (101) 16:31, 12 сентября 2016

Молитвенное делание: как, когда, кому?

LSAL4855Пожалуй, любой среднестатистический россиянин знает, что преподобному Сергию Радонежскому молятся о помощи в учении, благоверным Петру и Февронии Муромским — о даровании семейного счастья… Перечнем «специализаций» святых знания о молитвенном труде православного христианина, как правило, ограничиваются. Так как же правильно молиться дома? Как возносить благодарение Господу? Об этих и других вопросах поговорим сегодня с благочинным Нижегородского округа города Нижнего Новгорода, руководителем культурно-просветительского центра «Покров» иереем Александром Гимояном.

Нужно ли совершать утреннее молитвенное правило в воскресный день перед литургией?

— Божественная литургия не отменяет молитвенное правило каждого христианина — это отдельное молитвенное делание. Поэтому, наверное, православный христианин не должен отменять свое молитвенное правило в качестве послабления перед литургией. По канону, верующий человек сначала молится наедине с собой, потом в храме слушает Часы, которые читаются чтецом, а затем — общая соборная молитва, которая является венцом любого молитвенного делания.

Как правильно молиться дома: вслух или про себя?

— Молитва — это общение с Богом, и оно абсолютно не зависит от того, как человек это делает: со звуковым сопровождением или без него. Она является творчеством, как и всякое духовное делание, поэтому дома мы абсолютно свободны в выборе условий своего молитвенного труда. Общение с вездесущим Творцом абсолютно не зависит от жизненных обстоятельств, географического положения. Поэтому способ молитвы нужно выбирать в соответствии с внутренним духовным настроем. Главное, чтобы это общение было живым, а не превращалось «в вычитку»: дескать, молитву совершил и поставил для себя «галочку».

Святые отцы говорят о том, что человеку, только начинающему вести духовную жизнь, необходимо совершать молитву вслух — чтобы было сосредоточение всех чувств и появился внутренний глубокий духовный настрой. Когда же мы научимся сосредотачиваться на молитве, произносимой вслух, тогда нашим следующим этапом будет молитва внутренняя. Есть три уровня молитвы, по мнению святых отцов: устная, разумная и сердечная — духовная лестница человека, который хочет научиться правильно молиться.

В каких случаях мы можем заменить утренние и вечерние молитвы правилом Серафима Саровского?

— Бывает так, что в связи с жизненными обстоятельствами мы куда-то спешим, либо в конце рабочего дня уже просто не остается физических сил. Но поскольку христианин не может оставаться без молитвы, Церковь в лице преподобного батюшки Серафима преподнесла верующему человеку особое правило, которое он может совершать, когда у него возникают определенные обстоятельства, не позволяющие ему совершить полноценное молитвенное правило. Но, я думаю, человек, который постоянно совершает молитвенное правило утреннее и вечернее, уже во множестве случаев знает его наизусть.

Зачем в акафистах святым часто повторяется слово «Радуйся»?

— Первый акафист в истории христианства был составлен в честь Божией Матери и пелся в Константинополе в 626 году, в субботу пятой недели Великого поста, после победы Византийской империи во главе с верующим императором над персами, которые угрожали им полным уничтожением. Слово «Радуйся» взято из Евангелия. Мы помним, этими словами Архангел Гавриил приветствовал Божию Матерь. Он сказал: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою». Последующие акафисты святым переняли это обращение, которое также перекликается с заповедью блаженства, которую оставил нам Господь: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5:12).

Правильно ли считать, что в различных житейских скорбях молятся определенным святым и читают определенные молитвы?

— Духовная жизнь очень многосложна и каким-то математическим законам не подотчетна. Сказать, что тот или иной святой отвечает только за определенные жизненные обстоятельства, а в других обстоятельствах оказать помощь не может, было бы неправильно. Это языческий подход. Мы же, православные христиане, считаем, что святые помогают благодатью Божией, которую они получили во время своей земной жизни и которой Господь уже с лихвою наградил их в жизни небесной. Но, безусловно, есть святые, которые при жизни прославились определенными трудами и даже получили определенную приставку к своему имени. Это Киево-Печерские святые: Марк Гробокопатель, Нестор Летописец, святой преподобный Агапит Целебник… Однако это не значит, что мы можем обращаться к каждому святому лишь по природе его таланта, данного ему Богом. Неужели Нестор Летописец молится в Царствии Небесном лишь за тех, кто пишет статьи и рассказы? А Агапит преподобный поминает исключительно болящих и врачей? Святые молятся о всем мире. Так и мы можем прибегать к каждому из них со своей просьбой и можем быть уверенными, что святой не оставит нас без своего заступничества.

Почему во время литургии прихожане совместно поют именно «Символ веры» и «Отче наш»?

— В ранней христианской Церкви литургия совершалась буквально всеми участниками. Тогда не было понятия клироса, как мы сейчас называем хор, не было даже перегородок, которые отгораживают святой алтарь от места, где стоят молящиеся. Литургия не зря переводится как «общее дело». Ее пели все присутствующие, без разделения на хор. В нынешнем виде литургия формировалась не одно столетие, «Символ веры» стал ее основной частью лишь в 510 году. И в наше время некоторые приходы практикуют совместное пение разных моментов литургии, не только «Верую» и «Отче наш», но и других молитв. Даже сама структура и слова богослужения призывают к этому действию. Например, во время чтения Апостола священник возглашает: «Мир всем». Дальнейший возглас: «И духови твоему» — может произноситься не только чтецом, но и всеми верующими. Было бы правильным, если бы все молящиеся в этот момент хотя бы внутренне ответили: «И духови твоему». Человек не всегда может полностью выучить литургию и знать, как ее петь. Поэтому сегодня для всеобщего пения остаются небольшие, но одни из главных частей литургии. Это «Символ веры» и молитва Господня «Отче наш».

Правда ли, что нужно брать благословение на чтение акафистов? Или можно это делать по «зову души»?

— Церковь никак нас не ограничивает в наших молитвенных подвигах. Но она заботится о том, чтобы человек духовно не перенапрягся, потому что наложение на себя многих молитвенных правил приведет к тому, что человек в один момент сбросит с себя непосильное бремя. Поэтому, прежде чем начинать молитвенное делание, необходимо советоваться со священником. Но если у человека есть потребность помолиться, прочитать акафист, то никто ему этого не может запретить. Поэтому, я думаю, если акафист читается единоразово, можно совершить его без особого благословения.

Как правильно возносить благодарение Господу? Своими словами, или есть специальная молитва?

— Благодарность как благодеяние, которое должно исходить от человека, установлено Самим Господом Иисусом Христом. Мы помним притчу о десяти прокаженных, которые были очищены Господом, и девять из них — от радости или по своему нерадению — не возвратились поблагодарить Бога. Вернулся воздать благодарность Тому, Кто совершил это чудо, только один самарянин.

Благодарение должно быть неотъемлемой частью нашей духовной жизни. Очень часто люди ограничивают свое молитвенное делание только просьбами к Богу: о здоровье, благополучии семьи, детей и так далее. Но почему-то зачастую мы, как и прокаженные, забываем благодарить Бога и остаемся невеждами. Благодарность, как и молитва, — это внутренняя творческая составляющая человека. Благодарить Бога можно и делом, и словом, то есть молитвой. Ограничений в этом нет. Хотя, действительно, существуют специальные благодарственные молитвы. В молитвослове можно найти «Благодарение за всякое благодеяние Божие», благодарственный акафист ко Господу, в храме — заказать благодарственный молебен. Человек вправе сам выбрать способ благодарения.

Подготовила Ирина Леушина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.