Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Монарх смиренный, кроткий и благочестивый
12:27, 4 сентября 2011

Монарх смиренный, кроткий и благочестивый

Государь Феодор Иоаннович, сын царя Иоанна Грозного, ныне почитаемый в Соборе Московских святых, обладал многими качествами, характерными для тех правителей из Рюриковичей, что канонизированы Церковью: сердечной добротой, большим благородством души и великим благочестием. Его жизнь была очень аскетична: даже вполне прозападный, не склонный к православным «сантиментам» Карамзин пишет, что расходы его двора были, наверное, самыми низкими за всю русскую историю, а личные царские расходы вообще минимальными.

Историк С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» так описывает обычный распорядок дня этого государя: «Обыкновенно вставал он около четырех часов утра. Когда одевался и умывался, приходил к нему отец духовный (духовник) с Крестом, к которому царь прикладывался. Затем крестовый дьяк вносил в комнату икону святого, празднуемого в тот день, перед которой царь молился около четверти часа. Входил опять священник со святою водой, кропил ею иконы и царя. Возвратясь из церкви, царь садился в большой комнате, куда являлись на поклон бояре… Около девяти часов царь ехал к обедне, которая продолжалась два часа. После обеда и сна ехал к вечерне… Каждую неделю царь отправлялся на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей».

Благословение Василия Блаженного

Особенностью его правления было внешнее отстранение государя от повседневной (как бы мы сейчас сказали, бюрократической) деятельности по управлению государством. Это было не вполне понятно даже его современникам. А уж потомкам и подавно. И в дореволюционной, а тем более в советской исторической литературе можно встретить следующие характеристики Феодора Иоанновича как государя: хилый, не способный к правлению. Советские историки еще и злорадно добавляли — слабоумный. Впрочем, слабоумным для них был, например, и святой Василий Блаженный.

Кстати, именно Василий Блаженный впервые открыл тогда еще совсем юному царевичу Феодору, что тот станет царем. Когда царь Иоанн Грозный вместе со своими сыновьями: Иоанном (позднее убитым отцом в припадке гнева) и Феодором пришел к смертному одру святого, Василий Блаженный, в последний раз открыв глаза, указал на царевича Феодора перстом и произнес: «Быть тебе наследником отца твоего. Да не повтори его ошибок». Так великий московский юродивый ради Христа благословил царевича на его необычное царское служение. Позднее, именно по воле царя Феодора Иоанновича в Покровском соборе, что на Красной Площади в Москве, был освящен Васильевский придел, где поместили серебряную с позолотой гробницу с мощами святого Василия Блаженного. Так и стали в народе называть храм: собор Василия Блаженного.

Разумеется, что царь Феодор Иоаннович не был слабоумным. Просто он полагал, что главное занятие государя после всех зверств его отца Иоанна Грозного — вымаливание у Бога прощения за грехи прежних недостойных правителей. И занимался он в государстве тем, что почитал наиболее важным — тем, что могло способствовать укреплению Православной веры и возрастанию высокой духовности среди народа. Сам же он всегда являл собой пример этой высокой духовности.

Именно его личными заботами в Нижнем Новгороде был возрожден Вознесенский Печерский мужской монастырь, пострадавший при оползне. Вообще, царь Феодор Иоаннович много жертвовал монастырям и храмам по всей Руси. Так, в 1593 году над двухпролетными Святыми монастырскими воротами Богородице-Успенского Тихвинского мужского монастыря по его приказу был выстроен каменный надвратный храм Вознесения Господня с приделом святого великомученика Феодора Стратилата — его Небесного покровителя.

Скорее всего, именно по его настоянию на Соборе, утвердившем в России Патриаршество в 1589 году, было принято решение об увеличении количества епископских кафедр в Русской Церкви, что, несомненно, усилило бы ее влияние на жизнь общества того времени. Но, видимо из-за нежелания боярина Бориса Годунова, занимавшегося в правление царя Феодора Иоанновича текущими делами государства, многие из этих кафедр так и не были реально учреждены. Ориентированному на светское управление государством Годунову усиление Церкви было не нужно.

Царь и Годунов

Вообще, взаимоотношения царя Феодора Иоанновича и боярина Бориса Годунова — главное «темное пятно» данного царствования. Многие историки прямо ставят в вину Феодору Иоанновичу то, что он передоверил реальное управление страной боярину Борису. Что тут скажешь: видимо, оценив действительно выдающиеся способности Годунова к управлению государством, царь Феодор Иоаннович и правда считал его более способным в роли правителя, чем самого себя. Согласитесь, не каждый начальник (даже не правитель, а обыкновенный руководитель) передаст своему подчиненному руководство в той сфере, в которой тот понимает лучше его самого. Себе же царь оставил духовную сферу, которая в те времена была отнюдь не последней в государственной политике.

Главный вопрос: почему государь не настоял на реализации целого ряда решений в этой сфере, им же и принятых? Скорее всего, что из-за многочисленных социальных проблем, существовавших в Московском государстве того времени (Феодор Иоаннович стал царем в 1584 году, после смерти Иоанна Грозного), царь, считая многие решения Годунова верными и не желая с ним расставаться, вынужденно закрывал глаза на то, что определенные его решения из духовной сферы жизни государства не реализовывались. Тем более, как уже отмечалось выше, даже современникам государя был не всегда понятен его высокий духовный настрой, хотя многие и искренне ценили его.

Современник и близкий ко двору государя князь И. М. Катырев-Ростовский сказал о государе так: «Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении». По его свидетельству, в царе Феодоре «мнишество бысть с царствием сплетено без раздвоения и одно служило украшением другому».

Известный историк В. О. Ключевский так писал о святом царе Феодоре: «…блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает Царство Небесное, а не земное, которых Церковь так любила заносить в свои святцы».

Уже в наши дни, в статье, посвященной прославлению в лике святых Патриархов Иова и Тихона, архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил: «царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли “освятованным царем”. Недаром вскоре после кончины он был занесен в святцы местночтимых московских святых. Народ видел в нем мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты “нищие духом”».

Время стабильности и значимых побед

В царствование царя Феодора I Россия укрепилась на Балтике, победив Швецию в войне 1590–1595 годов. По Тявзинскому мирному договору 1595 года Швеция вернула России города и районы Новгородской земли, захваченные во время Ливонской войны: Ивангород, Корелу, Копорье и Ям. В первые годы царствования блаженного государя продолжилось масштабное освоение Сибири, были основаны города: Белый город, Обдорск (Салехард), Сургут и Тары на реке Иртыш. В 1586 году основан острог Тюмень на месте татарского города Чимги-Тура, взятого Ермаком в 1581 году. В 1587 году отряд казаков под командованием Данилы Чулакова основал город Тобольск. В 1586 году у южных рубежей страны были заложены сторожевые крепости Самара и Воронеж. В 1589 году на Волге был основан острог Царицын. В июне 1591 года была отбита у стен Данилова монастыря последняя в истории России атака ордынского войска (хана Казы-Гирея) на Москву.

В 1586 году грузинский царь Александр обратился к царю Феодору Иоанновичу с тем, чтобы он принял Иверию под свое покровительство. Спустя два года митрополит Иов отвечал царю Александру, что русский царь «землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку». Договор с Грузией, по которому последняя признала подданство русскому царю, был заключен, по всей видимости, в 1587 году. Так Грузия впервые оказалась под российским покровительством. Царь и Патриарх неоднократно посылали в Грузию материальную помощь и духовные послания. Дважды (в 1573 и 1587 годах) кандидатура царя Феодора Иоанновича выдвигалась на престол Речи Посполитой (Польши).

Безусловно, что государь участвовал во всем, что происходило в его государстве, но участвовал особым образом.

Основатель Донского монастыря

В 1591 году в русские земли вторглись полчища крымского хана Казы-Гирея. Они подошли к Москве в то время, когда многие наши воины находились под Новгородом, отбивая атаки шведов. Расставив пестрые шатры на Воробьевых горах, крымские татары готовились к решающему сражению за Кремль…

«Пусть Патриарх и митрополиты обнесут Донской образ Матери Божией вокруг городских стен», — отдал приказ царь Феодор, уповая больше не на силу оружия, а на заступничество Царицы Небесной. «А когда начнется битва, поместите чудотворную икону среди войска». «Да будет по слову твоему, государь», — отвечали бояре. «Донская икона на Куликовом поле пособила великому князю Дмитрию одолеть неприятеля, — помолчав минуту-другую, царь проговорил — ночью после усердной молитвы мне голос был. Матерь Божия обещала Свою помощь…»

Начался бой. Враг с ожесточением устремился на русских. Целые сутки длилось сражение. И тут случилось невероятное — ряды противника, численно превосходившие русских, дрогнули. Оставляя в панике оружие и раненых, вдруг бросились наутек, точно их какая сила неведомая погнала. Знали русские, в чем тут дело и кто за Москву заступился. В память чудесно дарованной победы было установлено совершать празднование иконе 1 сентября. А царь Феодор Иоаннович велел в том же 1591 году основать монастырь на месте, где находилась во время битвы Донская икона Богородицы. По имени иконы монастырь был назван Донским.

Почитание блаженного Царя началось вскоре после его кончины: святой Патриарх Иов (†1607) составил «Повесть о честном житии царя Феодора Иоанновича», уже с начала XVII века известны иконные изображения святого Феодора в нимбе. В «Книге, глаголемой описание о Российских святых» (1-я половина XVII века) царь Феодор поставлен в лике Московских чудотворцев. В некоторых рукописных святцах в числе Московских святых указана и его супруга, царица Ирина, во иночестве Александра (†1603). Память святого царя Феодора Иоанновича совершали в день его преставления 20 января и в Неделю (воскресенье) перед 8 сентября в Соборе Московских святых.

За семь лет до Великой смуты

Поскольку царь Феодор Иоаннович не имел детей (его малолетняя дочь скончалась в младенчестве), остро встал вопрос о наследнике престола, ведь он был последним представителем московской ветви великокняжеской династии Рюриковичей. Дошедшие до нас сведения об этом таковы. Когда бояре приступили к умирающему государю с вопросом, кому надлежит царствовать после него, то он передал скипетр своему двоюродному брату Феодору Никитичу Романову, но тот отказался и вручил скипетр следующему брату Александру. Тот, в свою очередь, передал его третьему брату Ивану, а от Ивана он был передан и четвертому — Михаилу. Михаил тоже отказался и передал дальше. В конце концов скипетр вернулся в руки царя. Тогда умирающий сказал: «Возьми же его, кто хочет, я не в силах более держать». Возможно, так праведник-прозорливец предвидел грядущие скоро события Смутного времени. В этот миг Годунов будто бы протянул к скипетру свою руку и взял его.

На вопрос же Патриарха и бояр: «Кому царство, нас сирот и свою царицу приказываешь?», — государь ответил: «Во всем царстве и в вас волен Бог; как Ему угодно, так и будет (в этих словах мы видим уже совсем прямое указание на события Смутного времени); и в царице моей Бог волен, как ей жить, и об этом у нас уложено».

Официально «после себя Великий Государь оставил свою благоверную Великую Государыню Ирину Феодоровну на всех своих великих государствах».

По свидетельству святого Патриарха Иова, когда святой царь Феодор Иоаннович отходил ко Господу, в предсмертном томлении он беседовал с кем-то незримым для других, именуя его «великим Святителем», а в час кончины его ощущалось благоухание в палатах Кремлевских. Сам Патриарх совершил таинство елеосвящения и причастил умирающего царя Святых Христовых Таин. Народ, услышав весть о его смерти, толпами шел к Кремлю. Все горько рыдали, ибо почитали этого царя великим молитвенником за Русскую землю и о прощении грехов ее народа.

Вслед за кончиной царя Феодора, власть в государстве тотчас же перешла к царице Ирине, его супруге. Ей беспрекословно присягнули. Это был первый случай в русской истории, когда женщина становилась не регентом, не правителем при малолетнем государе, а полноправной царицей — правящим монархом.

Однако на девятый день после смерти мужа царица Ирина удалилась в Новодевичий монастырь, решительно отказавшись от царства, несмотря на просьбы Патриарха и бояр, и вскоре приняла монашеский постриг с именем Александра.

Наступило небывалое время в Московском государстве — оно осталось без царя. Во главе правления стал Патриарх, а указы писали от имени «государыни-царицы монахини Александры».

Вопрос о новом царе оставался открытым до истечения сорокового дня после кончины царя Феодора Иоанновича. Созванный затем Земский Собор избрал царем Бориса Годунова, брата ушедшей в монастырь царицы Ирины. Оставалось всего семь лет до событий Великой русской смуты ХVII века…

Хотя царь Феодор Иоаннович и глубоко почитался своими современниками как человек святой, праведной жизни, его можно назвать святым почти забытым. Он был прославлен в Соборе Московских святых, но события Смутного времени, да и последующие «грозные» правители как бы изгладили это из памяти. Слишком не похож он был на многих из них, слишком явно были видны их духовные и человеческие «уродства» на фоне его святости.

Но Господь не отдает своих праведников на поругание и прославляет их тогда, когда к этому приходит время. Ныне царь Феодор Иоаннович почитается всей Церковью в Соборе Московских святых (переходящее празднование в первое воскресенье перед 8 сентября).

Святой царю Феодоре и все святые Московские, молите Бога о нас!

Дмитрий Угрюмов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.