Главная > Время созидать > Монастырь в миниатюре
«Ведомости Нижегородской митрополии» 11 (191) 17:08, 11 сентября 2020

Монастырь в миниатюре

О новом экспонате Церковно-археологического музея Нижегородской епархии в разговоре с мастером

Уникальный архитектурный ансамбль Вознесенского Печерского мужского монастыря теперь можно рассмотреть со всех сторон и даже сверху. По инициативе игумена монастыря архимандрита Тихона (Затёкина) недавно был изготовлен архитектурно-планировочный макет Печерской обители. Он в точности повторяет строения и состояние монастыря середины XVII века, когда монастырский ансамбль был заново отстроен после оползня 1597 года выше по Волге. Как шла работа над изготовлением макета Печерской обители и о чем мастер узнал в процессе сборки и моделирования, мы спросили самого автора Сергея Забелина, посетив его мастерскую.

Все храмы и постройки святой обители показаны с высокой степенью детализации. Узнаются каменные соборы и корпуса, башни и стены ограды. Некоторые строения и кровля корпусов — еще деревянные. Длительное время в монастыре возводились только деревянные рубленые здания, а замена на каменные, не считая храмов и соборов, шла постепенно.

Макет Печерской обители изготовлен для Церковно-археологического музея Нижегородской епархии, который сейчас находится на реконструкции. Поэтому «монастырь в миниатюре» пока живет в мастерской Сергея Забелина, в просторной комнате, ведь модель имеет внушительные габариты.

Масштаб — дело тонкое

В углу мастерской — большой свиток из чертежей, все они имеют разные масштабы. Самым сложным было, по словам мастера, увязать все чертежи в один масштаб, чтобы достичь целостности. Ведь одну постройку можно было представить так, другую — иначе, исказив масштабы отдельно взятых монастырских зданий.

Представить облик монастыря XVII века для Сергея Забелина оказалось задачей непростой и не быстро исполнимой. Около месяца ушло на то, чтобы сопоставить все чертежи, выставить размеры монастырских построек.

— В разное время чертежи рисовали по-разному, — объясняет мастер. — Один архитектор выполнял в масштабе 1:50, другой — 1:20, а в некоторых чертежах размеры вообще не были указаны. Их нужно было представить.

Чертежи, документы, исторические справки из архивов Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга Сергею Забелину помогли достать историки-краеведы и сам отец Тихон, издавший немало книг по истории, в том числе и Печерской обители. Архивные документы дали автору макета примерное представление о том, как мог выглядеть ансамбль Печерского монастыря в XVII веке.

По словам Сергея Константиновича, с середины XVII столетия и до нашего времени ансамбль монастыря сохранился примерно на 80 процентов. Во-первых, это храмы: Вознесенский собор с колокольней, две каменные шатровые церкви — надвратная в честь Евфимия Суздальского и Успенская с большой трапезной, а также архиерейский корпус. Каменное строительство в монастыре на новом месте велось на протяжении всего XVII века, и к середине столетия выдающийся монастырский ансамбль уже был в целом отстроен. Однако облик монастыря на макете отличается от современного. В первую очередь, за счет монастырской ограды с башнями.

— В середине XVII столетия она была деревянная и примыкала с юга к надвратной Евфимьевской церкви. Этот фрагмент стены — монастырской границы XVII века — был восстановлен при реставрации в ХХ столетии. Сегодня мы в монастырь заходим через новые врата, возведенные в конце XVIII века в процессе генерального межевания Нижнего Новгорода, когда границы обители были значительно расширены.

Кровля монастырских построек была деревянная, из осинового теса, такая же — на деревянных хозяйственных постройках.

А что изменилось?

— Этого здания сейчас нет, — Сергей Забелин указывает на двухэтажный каменный корпус с тесовой кровлей, от которого идет галерея к Успенскому храму. — От этого здания остались фундаменты. Сейчас Успенский собор соединяется галереей только с Вознесенским собором.

В макете старого монастыря мы также не найдем игуменского (Палладьевского) корпуса, который находится в северо-восточной части монастыря: он был возведен спустя столетие, в XVIII веке. Нет и соседствующей сегодня с ним одноглавой каменной церкви в честь святых апостолов Петра и Павла. На ее месте мастер разместил деревянную больничную церковь в честь преподобного Макария Желтоводского, о ней есть упоминание в летописях.

— Как выглядела эта церковь, точно не известно: чертежей не сохранилось, — говорит Сергей Забелин. — Поэтому я решил воссоздать типовую церковь, характерную для деревянного зодчества XVII века.

Вместо дорожек из брусчатки вдоль монастырской стены с корпусами — деревянный настил, а грунтовые дорожки посыпаны камнем, по ним в прошлом ездили на лошадях; на месте оврага, что за Успенским храмом, в юго-восточном углу, — монастырский пруд.

— С горы в прежнее время бил родник и запруживал озеро, возможно, там разводили рыбу, — предполагает мастер.

Выверить с большой долей точности получилось только облик каменных построек, то есть храмов и корпусов, а все, что сделано из дерева, мастеру пришлось представлять, учитывая эпоху и хозяйственную деятельность монастырей того времени. Ведь на чертежах они не отмечены. Даже внешний вид башен пришлось придумать.

— Я просто представил, что должно было быть в монастыре в XVII столетии. Около пруда я разместил хозпостройки: баню, конюшню, амбар. Наверняка, еще были деревянные домики: гостиница, кузница и другие.

Пластилин, гипс, опилки

На изготовление макета ушло четыре месяца кропотливой работы. Сначала Сергей Забелин нарисовал от руки чертеж макета, сведя в один масштаб все постройки ансамбля монастыря, а затем сделал пробную версию в пенопласте — надо было проверить масштаб. Основа рельефа — пенопласт, а модели зданий — это дерево и гипс.

— Сначала лепишь модель изделия из пластилина — получается скульптурный эскиз. Затем на его основе делаешь силиконовую форму и заливаешь ее гипсом. Таким методом формовки были изготовлены все «каменные» модели макета. Некоторые детали пришлось делать на 3D-принтере.

— А деревянные модели: кровли, башни и ограда?

— Они из палочек для мороженого. Дощечки нужного размера нарезаны канцелярским ножом и склеены.

— А деревья, кусты?

— Идея их изготовления не сразу пришла. Я сначала смотрел на деревья, которые используют в профессиональных макетных мастерских. Получалось очень дорого и не то, что хотелось. Тогда я набрал на Волжской набережной травы, нарезал, окунул в разную краску — вот и деревья, и кусты, как настоящие.

Травка — это опилки, покрашенные в зеленый цвет. Камушки, которыми посыпаны дорожки, мастер с супругой набрали на бетонном заводе. А чтобы получить озеро, автор макета накидал в его чашу камушков и залил прозрачной смолой.

Знаковые объекты

Макет Печерского монастыря — первая подобная работа в портфолио Сергея Забелина. Хотя увлекается скульптурой, пишет картины и уже около 30 лет руководит фирмой, ведущий крупные проекты реставрации.

Физик по роду деятельности и архитектор в душе, Сергей Константинович после закрытия в начале 1990‑х института, где занимался разработкой в области медицины, основал фирму по реставрации и восстановлению объектов культурного наследия. Собрал команду архитекторов-реставраторов, стали поступать заказы… Среди объектов, реставрацией и строительством которых Сергей Забелин руководил, Нижегородский кремль, здание банка на Большой Покровской, Александро-Невский собор (первая реставрация в начале 1990-х), Владимирская и Смоленская церкви в Гордеевке, часовня на улице Варварской, церковь святых Жен Мироносиц, храм святого великомученика Георгия Победоносца при академии МВД, фонтан усадьбы Рукавишниковых и многие другие знаковые объекты в Нижнем Новгороде, Москве, Суздале и других городах.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.