Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Может ли батюшка отказать в крещении?
10:51, 3 февраля 2014

Может ли батюшка отказать в крещении?

Быстро пролетели святочные дни… Завершились они, как известно, праздником Крещения Господня, давшим начало первому, обязательному для каждого христианина таинству — Крещению. В чем заключается его основной смысл, когда лучше совершать это таинство над младенцами и кто при этом может присутствовать — на эти и другие вопросы, интересующие наших читателей, отвечает клирик сормовского храма в честь Всех Святых иерей Сергий Ериськин, представитель Нижегородской епархии для работы по взаимодействию с Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

На предварительной встрече перед крещением батюшка, проверяя нашу готовность к таинству, задавал различные вопросы. Он спросил, для чего вообще крестят детей. Я ответила, что для очищения и оставления грехов. Священник назвал ответ неверным, сказал, что дети безгрешны до семи лет. Нам было отказано в крещении в ближайшее воскресенье, несмотря на мои просьбы.

— Такое строгое отношение к кандидатам на крещение обычно связано со стремлением излечить общество от магического отношения к таинству («грех простится, болеть будет меньше» и т. п.) и акцентированием внимания на главном. Основное значение крещения — это духовное рождение и вхождение в Церковь Христову, а оставление грехов — уже следствие.

В древности будущие христиане два-три года проводили в огласительном училище, и если демонстрировали положительные изменения в своей жизни, а не только формальные знания, допускались к участию в крещении.

То, что в «Законе Божием» протоиерея Серафима Слободского омытие первородного греха стоит на первом месте, а духовное рождение и вхождение в Церковь на втором и третьем соответственно — это недостаток формулировки. Приведу текст полностью:

«Таинство Крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа — омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, то есть благодатного Царства Христова».

Что касается ситуации с отказом в крещении, то в ней можно разобраться только ознакомившись с практикой подготовки к крещению в конкретном храме: прописаны ли требования к крещающимся и восприемникам? есть ли список обязательных к изучению пособий? проводятся ли занятия перед этой, предварительной, встречей? Священник вправе отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого крещения.

Собираемся крестить дочь, но слышали, что жене нельзя быть в храме при крещении, если не прошло 40 дней после родов. Так ли это? Обязательно ли (может быть, это желательно?) крестить ребенка в день его небесного покровителя? И есть ли в Церкви какие-то временные рамки для крещения новорожденных?

— Крещение детей обычно совершается после 40 го дня. В таком случае мама может присутствовать на крещении своего ребенка. Если младенец слаб здоровьем, то крещение можно совершить в любой день, даже в сам день рождения. До революции чаще всего крещение совершалось в 8 й день вместе с наречением имени. Имя могли подобрать из святцев, совпадающее с днем рождения или с днем крещения, но это не было обязательным.

Можно ли быть крестной во второй раз?

— Можно быть крестной несколько раз, но вы должны соизмерять свои возможности: сможете ли вы участвовать в духовном воспитании всех своих крестников.

Мы очень ждали рождения второго ребенка, но в середине беременности супругу экстренно госпитализировали, и врачи, без согласования с нами, приняли решение сделать операцию, дабы спасти мать от потери крови. После выписки мы получили документы, в которых написано, что мы согласились на аборт. Вменяется ли нам это за грех убийства?

— Не хотелось бы давать оценку действиям врачей, так как они, без сомнения, действовали в интересах пациента, и при этом вряд ли могли принимать решение без согласования с родственниками госпитализированной. Если все же допус­тить, что действия медиков велись без согласования с вами и ни вы, ни ваша супруга не давали письменного или устного разрешения на прерывание беременности, то на вас нет греха детоубийства.

С другой стороны, супруге есть смысл на исповеди упомянуть об этом случае и покаяться в вольных или невольных действиях (не совсем внимательное отношение к своему здоровью и т. п.), которые могли привести к такому развитию событий.

Если прерывание беременности совершено с разрешения беременной, но по медицинским показаниям, связанным с опасностью для жизни женщины, тяжесть такого греха намного меньше, чем аборт, совершенный по «социальным показаниям» или просто по желанию человека. О таком грехе, в любом случае, нужно сказать на исповеди и исполнить наложенную священником епитимью.

Если от блудной связи рождается ребенок, значит ли это, что Бог попускает блуд? Ведь только Он дает жизнь человеку.

— Создавая человека, Бог вложил в человеческую природу среди прочего способность к размножению и свободную волю. Как человек распорядится полученными способностями (в том числе и этой) — согласно с волей Божией или против нее — зависит от выбора самого человека. Господь может вмешиваться в ход человеческой истории через Свой Промысл о мире, но старается делать это, не ущемляя нашей свободной воли.

Несколько месяцев назад, по рекомендации врача, удалила две родинки на лице. Не согрешила ли я этим перед Богом? Ведь я изменила свою внешность…

— Удаление новообразований, в том числе родинок, не является грехом.

Грехом не являются лечебные процедуры, направленные на устранение опасностей для жизни и здоровья, или устранение физиологических аномалий. Грехом можно считать чрезмерную заботу о своей внешности, проявляющуюся в подтяжках, уколах ботокса и прочих способах побороть внешние признаки старения. Или попытки с помощью хирургического вмешательства подогнать свою внешность под «общепринятые стандарты» красоты. При этом Церковь приветствует здоровый образ жизни (физическая культура, правильное питание и т. п.) как естественный способ сохранить здоровье и красоту.

Людмила Крапивина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.