Главная > Интервью > Можно ли защититься от ненависти ближнего?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 1 (85) 15:39, 14 января 2016

Можно ли защититься от ненависти ближнего?

getImageКак сложно порой разобраться в мелочах, в нюансах и оттенках… Тем более в многочисленных вопросах духовной жизни, где так важно суметь отделить подлинное от наносного, дань традиции от вероучительных истин. Предлагаем читателям подборку вопросов о самых разных сторонах духовной жизни. На них отвечает старший священник нижегородской церкви в честь святителя и чудотворца Николая протоиерей Владимир Гофман.

Встречаются иногда священники, несовместимые в нравственном отношении со своим саном. Больно это замечать, но порой это отвращает от посещения храма.

— Вы правы, замечать это больно. Но следует помнить, что в храм мы идем не к священнику, а к Богу. А священник, как и мирянин, сам в свое время ответит за свои грехи. Если же вам больно за такого священнослужителя, то, думается, не осуждать его надо и не храм оставлять, а помолиться за него.

Как оградить себя от необъяснимой ненависти соседки? Мы обе пожилые, больные женщины. Что делать и какие читать молитвы?

— Казалось бы, просто ответить. Но… «Я говорю вам: любите врагов ваших» (Мф 5:44). Это заповедь Спасителя. Можем ли мы выполнить ее, когда и ближних-то полюбить не в состоянии? Иван Карамазов в известном романе Достоевского говорит: «Отвлеченно еще можно любить ближнего и даже иногда издали, но вблизи — почти никогда». Вот именно трудной любви к ближнему мы, как христиане, и должны учиться. И если хотим приобрести эту любовь, Господь даст просимое. Что же нужно для этого? Прежде всего, конечно же, молитва. Но молитва не просто как ограждение от зла, а, прежде всего, как приобретение любви. Утреннее и вечернее молитвенное правило, известная молитва «О ненавидящих и обидящих нас» и многие другие помогут вам не только защититься от ненависти, но по-новому взглянуть на мир, на вашу соседку, молиться за нее, чтобы она, оставив злобу, также приобрела любовь. «Живите в любви и будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга» (Еф 4:32). Вспоминайте почаще эти слова апостола Павла и старайтесь следовать им.

Нередко можно услышать, что священника называют «отец такой-то» или «батюшка». Правильно ли это, ведь в Священном Писании говорится, что нет у нас отца, кроме Отца Небесного?

— Имен и обращений к священнослужителям очень много. Только в «Практической симфонии для проповедников Слова Божия» под редакцией протоиерея Григория Дьяченко перечислено более 20 таких наименований. Это и «служители Божии», и «проповедники», и «пресвитеры», и много других. Общее же наименование «духовенство» идет от апостола Павла: «Если кто почитает себя пророком или духовным…» (1 Кор 14:37). Наиболее точно соответствует текстам Нового Завета слово «пресвитеры». Оно употребляется и в официальных документах Православной Церкви. Например, при хиротонии (рукоположении) или при направлении священника на службу в тот или иной приход. Официальным обращением к священнослужителю является также словосочетание «Ваше преподобие». Но было бы странно, согласитесь, если бы в Русской Церкви прихожане обращались так к своему священнику. Традиционно прижилось в языке обращение к нему «батюшка» или «отец такой-то», что выражает чувства уважения, любви и почитания этого человека как носителя священнического сана. Если апостол обращается к нам: «Дети мои!» (Гал 4:19; 1 Ин 2:1), то почему мы не можем обратиться к духовному наставнику со словом «отец»? В Деяниях апостольских апостол так обращается к людям: «Мужи братия и отцы!» (Деян 7:2). Ничего плохого, как порой утверждают сектанты, тут нет, как нет и какого-то догматического значения.

Многие ставят на стол у кануна приношения без указания имен, за кого молиться. Как вы с этим разбираетесь?

— Приношение на канун — это своего рода жертва за усопшего, выражающая нашу память о покойном, желание помолиться за него, просьба к Богу об облегчении его участи в мире ином. Конечно же, Господь видит наши дела и намерения, знает, кто принес жертву и за кого она принесена. Поэтому, когда к приношению приложена записка с именами, эти имена священнослужители прочитывают на панихиде. Когда же таких записок нет, произносится фраза: «Помяни, Господи, принесших и их же ради принесоша», то есть тех, кто принес, и тех, за кого принесли, а «имена их, Господи, Ты веси».

Насколько я знаю, Бог не разрешил человеку «смотреть в будущее», значит, и обращаться к различным ясновидящим и предсказателям нельзя. Но многие, если не все, святые занимались именно этим: говорили приходящим к ним, что их ждет, на что следует обратить внимание. Как вы это объясните?

— Действительно, Господь по Промыслу Своему и для пользы человека закрыл от него будущее. Оно ведомо одному лишь Богу. Но нам известно, что некоторое знание близких событий дано и падшим ангелам. Мы живем во времена, когда «много лжепророков появилось в мире» (1 Ин 4:1), которые приходят к нам «в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф 7:15). Различные экстрасенсы, предсказатели и все им подобные, общаясь с темными силами, могут иметь это знание, которое и открывают любопытным людям. Вы говорите, что то же самое делали святые? Это не совсем так. Конечно, Господь показывал пророкам и святым грядущие события, но делал Он это всегда не по их желанию, а по Своему Промыслу, исходя из Своей любви и заботы о падшем человечестве. И святые отцы, если открывали кому-то будущее, то опять же — по Божией воле, для помощи народу или отдельному человеку. Их откровения были направлены исключительно на спасение души того, кому они открывали будущее, а не из праздного любопытства вопрошающих, как это зачастую делают новоявленные прорицатели, требуя за свои предсказания определенную плату. «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет 1:21).

Сравните библейские пророчества о судьбах народа и всего человечества, о грядущем Мессии, о Церкви Христовой с прорицаниями многочисленных современных оракулов. Находясь в состоянии духовной прелести или откровенно служа диаволу, они морочат головы духовно слабых, религиозно невежественных людей своими «откровениями» о болезнях, разводах, изменах, удачных или неудачных замужествах, пугают «порчей на смерть» и другими оккультными страшилками, которым, как ни удивительно, современный человек верит больше, чем церковному учению. Комментарии, как говорится, излишни. «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф 5:15), не участвуйте в делах тьмы.

Подготовил Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.