Главная > Читая Писание > На пути к Закону
«Ведомости Нижегородской митрополии» №10 (232) 20:56, 1 июня 2022

На пути к Закону

Искушения израильтян в преддверии Синая

Прежде чем освобожденный десницей Божией из тяжкого египетского рабства еврейский народ вошел в Обетованную землю, прежде чем пророк Моисей принес с горы Синай — центрального ветхозаветного места богообщения — законодательные скрижали Завета Бога с людьми, прошла череда испытаний, ставших для израильтян школой верности Избавителю. Книга Исход подробно повествует о злоключениях богоизбранного народа, которые толкуются святыми отцами в педагогически-прообразовательном смысле.

Горькие воды пустыни Сур

После чудесного перехода через Красное море израильский народ под покровом Божиим и водительством Моисея двинулся к горе Хорив, чтобы принести благодарственные жертвы и получить Закон, как заповедал Моисею Господь. Три дня евреи шли по безводной аравийской пустыне Сур, люди и животные изнемогали от жажды. Наконец в местечке Мерра, название которого означает «горечь», они нашли источник, но вода в нем была настолько соленой и горькой, что народ не смог пить. В людях возобладали недовольство и ропот: они были еще слабы духом, несмотря на явленные им великие чудеса Божии.

Испытавшему крайнюю немощь в преодолении трудностей народу еще предстояло получить навык к молитве, прилепиться к Господу крепким на Него упованием и тем приобрести несокрушимую духовную силу. Опечаленный малодушием соплеменников, Моисей «возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» (Исх 15:25). Народ с наслаждением утолил жажду.

«Древо сие есть образ Креста Господня, который должен был усладить горечь языческих народов», — пишет преподобный Ефрем Сирин в толкованиях на книгу Исход. «Слыша о древе (Мерры), конечно, будешь разуметь крест… Слаще и удобопиемее становится добродетельная жизнь, услаждаемая надеждою будущего», — размышляет святитель Григорий Нисский.

Источники и пальмы оазиса Елим

После тяжелых испытаний в пустыне израильтяне пришли в оазис Елим. Его орошали 12 источников, и в тени 70 финиковых пальм народ смог отдохнуть и набраться сил. Подобно и все человечество, измучившись в пустыне безбожия и богоискательства, достигает лона Христовой Церкви, основанной на живительном Источнике, благо­вествуемом 12 апостолами, к которым позже Господь присоединил еще семьдесят.

«Таинство древа, — поясняет святитель Григорий Нисский, — которым вода добродетели делается удобопиемою для жаждущих, приводит нас к 12 источникам и 70 финиковым деревьям, то есть к евангельскому учению, в котором 12 источниками служат Апостолы. Такое число на сию потребность избрал Господь и соделал, дабы через них источалось слово, как и один из пророков предвозвестил об источающейся от апостолов благодати, когда говорит: «в церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» (Пс67:27). А 70 финиковыми деревьями пусть будут, кроме двенадцати учеников, для целой вселенной поставленные апостолы, которых столько же было числом, сколько, по сказанию истории, и финиковых деревьев».

Манна в пустыне Син

На седьмой неделе после исхода из Египта, в пустыне Син, у евреев стали заканчиваться пищевые запасы, и людей охватил страх голодной смерти. Перед лицом новой опасности народ забыл недавнее чудо Божие, вновь возроптал и стал укорять Моисея и Аарона: «О, если бы мы умерли от руки Господней в земле египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» (Исх16:3). Народ был готов за пищу и питье отдать свою свободу и богоизбранничество, как некогда Исав отказался от первородства.

Господь вновь дал ответ через Моисея, уверив, что уже вечером люди будут есть мясо, а поутру насытятся хлебом, и в духовное подкрепление явил народу Свое присутствие — славу Свою в облаке. Вечером налетело множество перепелов. Птицы, утомленные встречным ветром при дальнем весеннем перелете из Африки, беспомощно трепыхали крыльями, их можно было брать руками. На рассвете пространство вокруг стана оказалось покрытым мелкой, как иней, крупой. «И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу» (Исх16:15).

Вода из камня в Рефидиме

Далее путь израильтян уходил от побережья Красного моря вглубь Синайского полуострова, к горе Хорив. Местность становилась еще более пустынной и безотрадной. Они дошли до Рефидима и вновь стали страдать из-за отсутствия воды. Страдать и роптать, как прежде. По повелению Божию Моисей взял старейшин и перед взором жаждущих людей ударил жезлом по скале. Забил родник свежей воды. Славословя Бога и его пророка Моисея, люди утоляли жажду и поили скот. Моисей назвал это место Масса и Мерива, что значит «Искушение и укорение».

Святитель Григорий Нисский в своих творениях об этом чуде рассуждает: «Камень этот (скала), как говорит Апостол, есть Христос (1 Кор 10:4), для неверных сухой и упорный, а как скоро приложит кто жезл веры, делающийся удобопиемым для жаждущих и текущим внутрь приемлющих Его».

Моисей значительную часть времени тратил на решение многочисленных житейских дел израильтян. По совету своего тестя Иофора, умудренного опытом управления, Моисей сгруппировал народ по 1000, 100, 50 и 10 человек. Каждой группе он назначил начальника и одновременно судью, который ведал всеми делами, а наиболее значительные вопросы тысяченачальники представляли на рассмотрение Моисея. Стройная десятеричная система народных начальников в будущем много способствовала общественной жизни израильтян.

Подготовил иерей Сергий Ураков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.