Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Не корысти ради
«Ведомости Нижегородской митрополии» 9 (189) 00:45, 15 августа 2020

Не корысти ради

О добродетелях истинных и ложных в вопросах священнику

Преподобный Серафим Саровский в известной беседе о цели христианской жизни заповедовал стяжать благодать Духа Божия. Для этого он советовал творить добродетели, поскольку они «доставляют благодать Святаго Духа». Причем исполнять их старец настоятельно велел ради Хрис­та, а не ради самого добра и уж тем более не корысти ради. Верующие люди сегодня, как и во времена саровского подвижника, ходят в церковь, молятся Богу, приобщаются таинств, а мира, тишины и радости на душе часто не чувствуют. Почему важно знать не только о добродетелях, но и о том, как их обретать и не обесценивать? На эти и другие актуальные вопросы прихожан отвечает настоятель Крестовоздвиженского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

Меня иногда гложет совесть, что не получила я в свое время высшего образования. Поленилась? Не знаю уже. Нужно было зарабатывать на кусок хлеба. После школы и фабрично-заводского училища пошла на завод, да так и осталась там работать почти до пенсии. Внуки ставят мне теперь в укор: мол, ваше поколение было темное, неученое, жило по указке партии. Правы ли они? С духовной точки зрения, насколько образование важно для человека? Помогает ли оно не сбиться с пути к Богу, в деле совершенствования души, очищения сердца?

— А по чьей указке живет поколение ваших внуков? Все, чем они сейчас живут, построено и создано вашим поколением, которому выпали такие испытания, что им и не снились. Жаль, конечно, что ваши дети не воспитали своих детей в уважении к старшим, но тут уж ничего не поделаешь. Образование, конечно, имеет значение, но совсем не главное. А что же главное? Бессмертная душа человека, ее спасение в вечности, а этому в институтах не учат. Учат совсем в другом месте и прежде всего папа с мамой да бабушка с дедушкой. Проще говоря, семья, где все живут духовной жизнью, для кого Бог не просто доска с изображением, нужда в Котором появляется, только если что-то надо попросить.

Насколько мне известно, многие святые отцы создали классификации добродетелей. Какие, на ваш взгляд, особенно актуальны для тех, кто стоит в начале духовного пути?

— О смертных грехах и противоположных им добродетелях святые отцы много писали и до, и после разделения Церквей. Классификации смертных грехов (или страстей) и добродетелей у католиков и православных различны. В православии этому вопросу уделил серьезное внимание святитель Игнатий (Брянчанинов). Он выделил восемь страстей: чревообъядение, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Им противоположны добродетели: воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, блаженный плач, трезвение, смирение, любовь. Святитель неслучайно расположил их в таком порядке — по мере проникновения из одной в другую, по мере возрастания, как в грехе, так и в добродетели. Любовь — высшая добродетель. Разве можно достичь ее, не обретя трезвение, смирение и другие? Нет, конечно. Поэтому в начале духовного пути нужно обязательно познакомиться с учением святых отцов и, трудясь, восходить по лестнице добродетелей. Если не торопиться, все получится.

Мой ребенок сильно раздражается на детей, которые отличаются от него по поведению и стилю общения, выбиваются из общей массы, имея поведенческие отклонения от нормы (не физические, а именно психологические). Такую стереотипную реакцию на «белых ворон» я наблюдаю в разных детских коллективах, не только у своего чада. Как научить детей принимать, а не отторгать «особенных» сверстников?

— С удовольствием дал бы вам рецепт, как научить детей тому или иному, но, думаю, такого рецепта, подходящего для каждого ребенка, не существует на свете. Конечно, есть общие рекомендации, и вы их наверняка знаете, но ведь каждый ребенок индивидуален, к каждому нужен свой подход. Кто, кроме родителей, может научить ребенка доброте, состраданию, любви? Никто. А в помощь им хорошие книги, например, «Маленький принц» Экзюпери или «Поллианна» Элинор Портер. И «Нарния», конечно. Только ведь нужно читать вместе с ребенком, объяснять прочитанное, расставлять акценты и приоритеты. А если сам родитель не понимает, о чем там пишет Клайв Льюис в своих книжках о сказочной стране Нарнии? А если родитель и читать вместе не хочет? Ему важнее у телевизора сериалы смотреть. Кто в этом случае научит малыша состраданию? Кто поведет его в храм и объяснит, что там происходит и зачем ему нужно причащаться? Кто скажет, что «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю…» (Мф 5:5) — что это сила, а не слабость? Вот сколько вопросов. Но мне кажется, в них есть, хоть и примерный, но ответ на ваш вопрос. Главный наш Учитель — Иисус Христос. «…Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк 18:16). Было бы только кому привести их ко Христу.

Добродетель воздержания предписывает человеку «владеть зрением». На неприличные вещи я стараюсь не смотреть, а вот что касается природы, произведений искусства… не могу временами глаз оторвать. Смотрю на лес, цветы, облака, речку, как в последний раз. Не могу насмотреться… А когда нахожусь в храме, могу подолгу рассмат­ривать настенные росписи, элементы резьбы и декора. Если долго не бываю в красивых местах, начинаю унывать. Является ли такая потребность в прекрасном грехом невоздержания, и надо ли с этим бороться?

— С «этим» не надо бороться, этому надо радоваться. Существуют доказательства бытия Божия. Одно из них — мы наблюдаем красоту мира и понимаем, что сотворить этот мир мог только Бог — существо надмирное. Философ Рени Дидро когда-то сказал: глаза и крыла бабочки достаточно, чтобы раздавить безбожника. Чувствуя прекрасное и радуясь ему, мы прославляем Творца.

Замечала за собой, что «прикусив» усилием воли язык или погасив вспышку гнева, я продолжаю пережевывать в себе эти чувства, они никуда из меня не уходят и обязательно выливаются спустя время, иногда даже с большей силой. Получается, что я не побеждаю, а только отсрочиваю время проявления той или иной страсти. Как же научиться прогонять греховные чувства из себя навсегда?

— Всякому христианину известно, что нет человека без греха. Все мы в той или иной степени грешники. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1:8). Но одни борются с грехом, а другие принимают его как должное. Грех не побеждается в одночасье, с некоторыми человек сражается всю жизнь. У святых людей одержать победу получалось. А почему у нас не получается? Мне кажется, оттого, что мы не умеем каяться и прибегать к таинству Исповеди. Мы формально готовимся, не плачем о своих грехах, заученно произносим слова на исповеди — и не получаем никакого результата. Что же нужно? Нужно твердое намерение оставить грех, не повторять его. Но прежде необходимо его точно определить для себя. Не просто назвать прегрешение, порой не особо и важное, а вычленить главное, увидеть склонность свою к той или иной страсти. Видит человек, что он завистлив — пусть борется с завистью, а не лепечет о том, что попробовал молочную кашку, готовя завтрак внуку. А чаще всего священник слышит именно такие исповеди. Будет ли от них толк? Никакого. Разглядеть в себе то, что мешает душе быть чистой, непростая задача. А в духовной жизни простых задач не бывает. Или это не духовная жизнь, а игра в нее. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4:20). А как бороться с грехом — это целая наука. Читайте святых отцов, у них все сказано.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что «чтение отеческих писаний — родитель и царь всех добродетелей». Разве человеку не по силам самому, без книг, идти по пути стяжания добродетелей? Многие святые вообще книг не читали, жили в пустыне и превосходили в святости тех, кто подвизался в монастырях.

— Пути к святости существуют разные. И все же святитель Игнатий прав. Если мы пойдем в лес без компаса, есть вероятность заблудиться. Компасом в духовной жизни нам служат Евангелие и святоотеческие творения. Возможно, некоторые святые книг не читали и достигли святости. Но ведь они избранные. Господь зовет к себе всех и призывает к совершенству: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:48). Но мы и другое читаем: «…много званых, а мало избранных…» (Мф 22:14). А заблудиться легко. И примеров этого достаточно, один Лев Николаевич Толстой чего стоит. Великий художник слова, но вот решил, что Евангелие без Церкви понимает — и заблудился. А чтобы достичь добродетели, надо, очевидно, справиться с грехами. Хватит ли сил в одиночку?

Подготовила Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.