Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > Нетленный Завет
«Ведомости Нижегородской митрополии» 16 (196) 16:49, 26 ноября 2020

Нетленный Завет

Действительно ли обветшала первая часть Священного Писания?

Мы открываем новую рубрику для знакомства читателей с главной книгой всех времен и народов — Библией. По страницам первой ее части — Ветхого Завета — нас проведет преподаватель Нижегородской духовной семинарии иерей Сергий Ураков.

Деление и единство

Слово «Библия» — греческий перевод древнееврейского слова «сефарим» (книги). Так еще в дохристианские времена именовались богодухновенные свидетельства Откровения, записанные мудрецами и пророками Израиля. Всего в Библии 77 священных книг. Из них 50 книг Ветхого Завета и 27 — Нового.

По содержанию ветхозаветные книги разделяются на законоположительные, исторические, учительные и пророческие. К первым относятся пять книг Моисея: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие — в них заключаются основные нравственные и религиозные законы Древнего Израиля.

Исторических книг 19: Иисуса Навина, Судей, Руфи, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, первая книга Ездры, Неемии, вторая книга Ездры, Товита, Иудифи, Есфири, три книги Маккавейские и третья книга Ездры. По ним можно проследить церковно-религиозную и политическую жизнь богоизб­ранного народа.

Учение ветхозаветной Церкви о вере и нравственности собрано в семи учительных книгах: Иова, Псалтири, Притчах Соломоновых, Екклезиасте, Песни Песней, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова.

Наконец 19 пророческих книг содержат предсказания о судьбах человечества, в особенности о Спасителе — Мессии, Его Церкви и тайне искупления. Они делятся на книги четырех великих пророков: Исаии, Иеремии (в том числе Плач Иеремии, Послание Иеремии и Книга пророка Варуха), Иезекииля, Даниила и 12 малых: Осии, Иоиля, Амоса, Авдея, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

Для Библии характерно глубокое и существенное единство. Чтобы во всей полноте понять содержащееся в ней учение, недостаточно читать отдельные части текста — необходимо постигать откровение Божие в целом, последовательно дополняя одни тексты другими.

Дополнение, а не отмена

Само наименование «Ветхий Завет» впервые ввел в употребление святой апостол Павел во Втором послании к коринфянам: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета; потому что оно снимается Христом» (2 Кор 3:14).

Да, соотношение двух Заветов достаточно сложно. «Новый Завет, — писал блаженный Августин, — скрывается в Ветхом, а Ветхий открывается в Новом». Но это не значит, что ценность Ветхого Завета для Церкви заключается только в исполнении пророчеств о жизни Христа Спасителя. В этом случае его роль была бы крайне ограниченной. В действительности Бог открывал через вдохновенных писателей великие тайны о Себе Самом, мире и человеке. Эти истины раскрывались постепенно, в соответствии с духовным ростом людей, готовя их к восприятию Евангелия.

Апостол Павел по поводу соотношения двух Заветов говорит так: с явлением Христа кончается время Закона и наступает время Благодати, которая преобразует человека и делает его новой тварью. Однако дар благодати не исключает требования соблюдать заповеди. Сам Христос призывает к этому, имея в виду заповеди, пришедшие из Ветхого Завета. Их соблюдение готовит к принятию благодати Святого Духа.

Конечно, Новый Завет предъявляет христианам повышенные требования по сравнению с Ветхим, но это отнюдь не умаляет значения ветхозаветной нравственности. Дохристианские нравственные нормы не отменяются, но углубляются и дополняются возвышенным учением Спасителя.

«Различие двух Заветов в названиях, — пишет святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на различные места Священного Писания», — показывает сродство того и другого Завета, а самое это различие состоит не в разности по их сущности, а в разности по времени. Только поэтому Новое отличается от Ветхого, и разность по времени не означает ни различия по принадлежности кому-либо, ни меньшинства одного перед другим. Заветы Новый и Ветхий не противоположны, а только различны. Новый Закон есть усиление первого, а не противоречие ему».

Духовный труд и пища

Ветхий Завет писался много тысяч лет назад, в иных исторических и культурных условиях, и разобраться во всех его нюансах — нелегкий труд. Поэтому читать ветхозаветные книги следует осторожно, руководствуясь творениями святых отцов Церкви, у каждого из которых есть толкования на те или иные книги.

Кроме того, полезным подспорьем к изучению первой части Священного Писания станут такие фундаментальные издания, как «Библейская история Ветхого Завета» Лопухина, «Священная история Ветхого Завета» протопресвитера Михаила Богословского и «Священная библейская история Ветхого Завета» епископа Вениамина Пушкаря.

Беседуя с законоучителями Своего времени, Господь наш Иисус Христос говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин 5:39). Таким образом, Ветхий Завет говорит о Христе, ведет к Нему, и потому заслуживает внимательного прочтения. Это наша духовная пища, которая благодатно воздействует на душу, насыщая ее Словом Божиим.

Почва евангельской веры

Для сохранения Божественного Откровения в сознании человечества пророки и апостолы не только устно передавали его, создав таким образом Священное Предание, но и написали книги, которые называются Священным Писанием.

Искупитель, Мессия — центральный образ Священного Писания. Он присутствует в нем повсюду, начиная с прообразов и пророчеств и заканчивая явлением во плоти среди людей. Связь человека с Богом, которую мы находим в Библии, не есть что-то статичное, данное раз и навсегда. Она растет, крепнет, проходит ряд ступеней, чтобы завершиться в лице Сына Человеческого. Исследование Библии приводит к вере в Господа Иисуса Христа, утверждает и укореняет в Божией истине, предохраняя таким образом от всех видов лжеучений.

С первых дней существования Церкви, когда еще не было апос­тольских книг, Ветхий Завет прочно вошел в ее жизнь. Псалмы были первыми молитвами христиан, в библейских пророчествах раскрывалась для них искупительная тайна Мессии. Духовный опыт ветхозаветных предтеч Богочеловека стал почвой, на которой созидалось здание евангельской веры. В сокровищнице Слова Божиего христианство постоянно черпало вдохновение и назидание.

Не зная Ветхого Завета, трудно понять многие аспекты церковной жизни. Таинства, богословие, религиозно-нравственные устои Церкви — все это тесно связано с Ветхим Заветом. Для людей, которые принимали Благую весть Христову, Ветхий Завет стал священной книгой. И после того как появилась новозаветная письменность, она была присоединена к Ветхому Завету, образовав единую христианскую Библию.

Особая роль в формировании Ветхого Завета принадлежит греческому переводу 70‑ти толковников, который называется Септуагинта.

Откровение естественное и сверхъестественное

Знание о том, что Бог есть, человек может получить, внимательно созерцая сотворенный мир и размышляя об этом: «И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? (Иов 12:7–9).

Мыслящий человек согласится со словами пророка и псалмо­певца Давида: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс 18:2). Мироздание своей красотой, порядком и разумным устроением свидетельствует о благости, заботе и мудрости Творца. Такое Откровение о бытии Божием в христианском богословии называется естественным.

Однако естественное Откровение ограничено. Оно может сказать только о факте существования Бога, но не сможет рассказать человеку о том, каков Он, какова Его воля, и какова цель человеческой жизни: «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» (Иов 11:7). Чтобы ответить на эти вопросы, нужно особое Откровение — сверхъестественное, исходящее от Самого Бога.

Черты сверхъестественного Откровения хорошо описаны в Послании апостола Павла к евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр 1:1–2). Здесь важно каждое слово: Бог открывался людям «многократно», Он делал это различными способами («многообразно»), говорил через избранных людей («в пророках»). Кроме того, сверхъестественное Откровение состоит из нескольких частей: «издревле» и «в последние времена». Первая его часть была обращена к ветхозаветной Церкви («отцам»), вторая — к новозаветной («нам»). Однако обе эти части являются Божественным Откровением, и обе они важны для христиан.

иерей Сергий Ураков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.