Вознесение Господне празднуется святой Церковью на сороковой день после Светлого Воскресения, в четверг шестой недели по Пасхе.
Пророчества о Вознесении Иисуса Христа на небо содержатся еще в Ветхом Завете. Сам Спаситель, по Воскресении Своем, говорил Марии Магдалине: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20; 17).
В Евангелиях Марка и Луки находятся лишь краткие указания на это великое событие, которым завершается земная жизнь Иисуса Христа, но в Деяниях апостолов сказано, что, собрав учеников Своих, Господь повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ожидать обещанного от Отца, то есть сошествия Святого Духа. «Ибо Иоанн, – продолжал Спаситель, – крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым… Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяния 1; 5, 8).
Сказав это, Он пошел с учениками в Вифанию и остановился на горе Елеонской. Здесь, подняв руки Свои, Спаситель благословил апостолов и, когда благословлял, отступил от них и поднялся на глазах у них, и облако скрыло Его.
И когда ученики смотрели на небо во время восхождения Иисуса Христа, вдруг предстали им два мужа в белых одеждах и сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния, 1; 11).
У Евангелиста Марка сказано, что Господь, вознесшися на небо, возсел одесную, то есть по правую сторону Бога Отца (Мк. 16; 19).
После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария – Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками.
В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя.
Вознесение Спасителя на небо было продолжением и завершением прославления Его по человечеству, которое началось в Воскресении, и основанием которому послужил Крест Христов. Здесь совершается и завершается таинство Домостроительства нашего спасения Христом в Его пребывании плотию на земле.
Вознесение Иисуса Христа на небо вместе с тем открывает для всех верующих в Него путь к небу, к вечной жизни, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос вознесся на небо, как первенец из мертвых.
Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него.
В IV – V веках праздник Вознесения Господня был уже всеобщим в христианской Церкви. О нем упоминают многие отцы Церкви: Григорий Нисский, святитель Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов и другие. С течением времени была составлена особая служба на этот праздник. Она состоит из канонов, автором которых стал замечательный церковный песнопевец Иоанн Дамаскин.
На Руси Вознесение – последний день весны, начало лета. «Дошла весна-красна до Вознесеньева дня, послушала последний раз как «Христос воскрес!» поют, – тут ей и конец пришел», – говорили раньше в народе.
После Вознесения начинались страдные полевые работы.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.