Сайт Нижегородской епархии. Текст насельника нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря игумена Вассиана (Бирагова).
28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост — один из четырех многодневных постов, которые установлены Православной Церковью. Этот пост предваряет собой праздник Рождества Христова за 40 дней (с 28 ноября по 6 января) и называется также Филипповым, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа.
Рождественский пост установлен для того, чтобы православные христиане ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвой и постом. Чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и, кроме обычных даров и жертв, принести Ему чистое сердце и желание следовать Его учению.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост аналогичны правилам Петрова поста. Совершенно запрещается употребление продуктов животного происхождения. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешено принимать пищу с растительным маслом.
Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и в великие праздники. Например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни Рождественского поста приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что пост «…соделывается для дома Иудина радостью и веселым торжеством» (Зах 8: 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты — к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых.
Праздники располагают нас к духовной радости и надежде, посты — к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты — предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной.
В церковном Уставе указано и время употребления, и качество постной пищи. Все делается с целью ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела. Но так, чтобы не совсем расслабить телесную природу, а напротив — сделать ее легкой, крепкой и способной подчиняться движениям духа.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: «Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (еды и пищи) не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью».
И, конечно, необходимо помнить, что пост, к которому призван христианин, должен совершаться с радостью и смирением. «Постимся, верные, постом приятным», — так призывает Церковь своих чад пройти поприще поста.
[v2051]При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.