Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > 9 марта исполнилось 142 года со дня рождения митрополита Горьковского и Арзамасского Феофана (Тулякова)

9 марта исполнилось 142 года со дня рождения митрополита Горьковского и Арзамасского Феофана (Тулякова)

12:48, 9 марта 2006

Митрополит Феофан, в миру Василий Степанович Туляков, сын потомственного почетного гражданина, родился 9 марта 1864 года в Санкт-Петербурге. На 17-м году жизни Василий начал изучать древние языки и прочие предметы программы духовной семинарии. По рекомендации ректора семинарии Н. И. Розанова учителями молодого студента Тулякова для приготовления его к экзаменам стали братья Налимовы, из которых старший впоследствии стал архиепископом Владимирским и Суздальским.

В 1883 году Василий поступил в богословский класс и спустя два года, в 1885-м, окончил семинарию. Он успешно поступил в С.-Петербургскую Духовную Академию и закончил ее в 1889 году со степенью кандидата богословия, с правом получения степени магистра без нового устного испытания.

23 апреля 1905 года резолюцией митрополита Антония (Вадковского) Василий был зачислен послушником Александро-Невской Лавры. 11 октября того же года пострижен в монашество с именем Феофан – в память затворника Вышенского, 21 октября был рукоположен в иеродиакона, а на следующий день, в Казанском соборе, митрополитом Антонием рукоположен в иеромонаха.

5 ноября 1908 года Феофан был возведен в сан архимандрита, а 16 ноября назначен членом Духовного Собора и заведующим Серафимо-Дивеевским скитом.

1 февраля 1909 года указом Святейшего Синода он поставлен наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. В июле того же года был командирован в Троице-Сергиеву Лавру для участия в заседаниях Всероссийского съезда монашествующих. В 1910 году архимандрит Феофан назначен членом Особого совещания, образованного при Святейшем Синоде для пересмотра действующих на тот момент правил ведения монастырского хозяйства и отчетности.

В 1914 году началась война с Германией, и архимандрит Феофан, будучи наместником Лавры, не остался в стороне. Совет Александро-Невской Лавры постановил очистить ряд помещений обители для устройства госпиталя для раненых. Госпиталь был устроен на 100 кроватей, которые содержались на средства Лавры, причем выздоравливающие получали по выходе пособия и одежду от обители.

Из средств Лавры отпускались также большие суммы для воинских семейств и на военные нужды. По Варшавской железной дороге на поле военных действий постоянно выезжал военно-полевой госпиталь, организованный Красным Крестом и содержащийся во все время военных действий также на средства Александро-Невской Лавры.

Непосредственное деятельное участие в организации этих мер принимал наместник Лавры архимандрит Феофан. 21 мая 1916 года Государь Император Высочайше утвердил доклад Святейшего Синода о возведении наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрита Феофана в сан епископа Кронштадтского, с оставлением его в должности наместника этой Лавры.

6 июля 1916 года Святейшим Синодом он был назначен на самостоятельную кафедру, с титулом Калужского и Боровского.

Революционные события застали Преосвященного на Калужской кафедре, где он с неутомимой энергией проводил богослужения и проповедовал Слово Божие. Несмотря на распространение и насаждение обновленческой идеологии в эти трагичные для Русской Церкви годы, епископ Феофан остался преданным избраннику Божию Святейшему Патриарху Тихону.

16 сентября 1927 года Преосвященный Феофан был назначен на Псковскую кафедру, с титулом Псковский и Порховский, с возведением в сан архиепископа. Во вверенной ему епархии Высокопреосвященнейший Феофан трудился до 1935 года.

12 ноября 1935 года он был возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Горьковским и Арзамасским. Однако недолго пришлось служить владыке Феофану в Горьковской (бывшей Нижегородской) епархии. Летом и осенью 1937 года прошли очередные массовые аресты нижегородских священнослужителей и мирян.

25 июля 1937 года митрополит Феофан был арестован и помещен в спецкорпус Нижегородской тюрьмы. При аресте у митрополита было изъято несколько панагий и крестов (об этом свидетельствует фотография из его следственного дела).

Сам Владыка в заключении был подвергнут жестоким пыткам. Его поместили в подвальную камеру, которую заливали водой. Допрашивали митрополита Феофана начальник 4-го отдела УГБ УНКВД И. Ф. Мартынов, начальник 7-го отделения 4-го отдела УГБ Кострынин и оперуполномоченный того же отдела Артамонов.

В следственном деле практически нет рукописных протоколов, за исключением анкет, заполненных рукой владыки Феофана. Единственный (машинописный) протокол составлен самим Мартыновым 31 августа 1937 года после месяца пыточного следствия – невыносимых истязаний, которые претерпел 63-летний архиерей (его подпись, подлинная или же поддельная, стоит под этим протоколом).

Под пытками Владыка признавал себя виновным «в создании фашистской организации на территории Горьковской области». В следственном деле он обвинялся в том, что будто бы проводил активную контрреволюционную деятельность, направленную на свержение советской власти и реставрацию капитализма в СССР.

Обвинение утверждало также, что по «установкам» митрополита, «основанным на директивах Московского церковно-фашистского центра», «участники Горьковской контрреволюционной организации проводили повстанческую, шпионскую, диверсионно-террористическую деятельность».

21 сентября 1937 года Особой тройкой НКВД по Горьковской области митрополит Феофан (Туляков) был приговорен к расстрелу. 4 октября того же года приговор был приведен в исполнение. Место, где расстрелян и погребен Высокопреосвященнейший митрополит Феофан, до сих пор остается невыясненным.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.