Текст Андрея Рукавишникова. Фото Глеба Пушменкова
29 июня, в Неделю третью по Пятидесятнице, день перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского (2002), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода.
Правящему архиерею сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь этого собора протоиерей Сергий Матвеев, благочинный Канавинского округа протоиерей Сергий Симагин, первый проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Василий Спирин и другие клирики епархии.
Вместе с прихожанами на литургии молились студенты Нижегородской духовной семинарии и воспитанницы Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова).
В ходе литургии состоялась хиротесия Иоанна Абрамова во чтеца.
По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
Обратившись к присутствующим в храме со святительским словом, глава Нижегородской митрополии поздравил собравшихся с воскресным днем, причастников — с принятием Святых Христовых Таин.
В своей проповеди митрополит Георгий рассказал о житии и духовном значении святителя Феофана Затворника.
«По милости Божией мы с вами проходим святой благословенный пост, именуемый Петровым. 12 июля он завершится днем памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Желаю вам помощи Божией на всех путях жизни и чтобы святитель Феофан по молитвам к нему помогал вам вразумляться и отвечать на многие возникающие насущные вопросы», — добавил архипастырь.
Справка:
Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 23 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 году окончил Орловскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию.
В 1841 году окончил академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии (СПДА). В 1847 году в составе Русской духовной миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами Святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.
Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной миссии были отозваны в Россию, и в 1855 году святитель Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой духовной семинарии. С 1856 года архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 года — ректор СПДА.
В 1859 году хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства. С июля 1863 года святитель пребывал на Владимирской кафедре.
В 1866 году по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам.
После Пасхи 1872 года святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».
Святитель оказал огромное влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные его труды — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольских посланий», «Начертание христианского нравоучения».
Святитель мирно почил 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.
Канонизирован в 1988 году как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.






























































































