Текст Дарьи Петровой. Фото Кирилла Баркова
19 августа, в день двунадесятого праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Нижнего Новгорода.
Его Высокопреосвященству сослужили викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, благочинный Сормовского округа и настоятель этого храма иерей Александр Копейкин, руководитель организационного отдела епархии протоиерей Александр Малафеев, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.
В ходе литургии состоялась хиротесия чтеца Александра Сапронова в иподиакона.
Глава Нижегородской митрополии совершил чин освящения плодов нового урожая.
Участники богослужения прошли крестным ходом вокруг храма.
Настоятель собора выразил правящему архиерею благодарность за совершенное богослужение и архипастырскую заботу о приходе и преподнес ему в дар подсакосник.
Далее управляющий епархией обратился к собравшимся: «Поздравляю всех вас с великим праздником — престольным для вашего храма. Преподобный Серафим Саровский говорил, что этот праздник — второй по значимости после Воскресения Христова. Когда он был молодым монахом, то нередко задавал вопрос: «В чем смысл христианской жизни?» Он получал разные ответы, и все они были правильные, но в них не было всей полноты. Потом Господь сам открыл истину преподобному Серафиму. И ответ при всей своей простоте был наполнен глубоким смыслом: цель и суть жизни человека — стяжание благодати Духа Святого. На пути к нему нам мешают человеческие страсти, слабости, искушения, которые посылает враг рода человеческого. И наоборот — помогают нам спасаться молитва и покаяние, воспитание в себе кротости, смирения, терпения к окружающим нас людям. Только совершая непростой духовный труд, врачуя свою душу, человек может стяжать плоды духовные. Мы знаем примеры угодников Божиих, посвятивших всю свою жизнь служению, уходивших в пустыни, где, непрестанно упражняясь в посте и молитве, они стяжали благодать Духа Святого и преображались, как когда-то преобразился Сам Спаситель. Так и мы призваны преобразиться в Духе Святом. В этот праздничный день мы продолжаем древнюю традицию освящения плодов, подобно тому, как наши предки в эти дни, принося в храм свой урожай, благодарили Господа за эту пищу».
Справка:
Праздник установлен в память о евангельских событий, связанных с Преображением Иисуса Христа (Мф 17:1–9, Мк 9:2–10, Лк 9:28–36).
В Священном Писании говорится, что за сорок дней до смерти Иисус вместе с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом поднялся для молитвы на гору Фавор и там лик Его преобразился, а одежда сделалась белой.
С преобразившимся Христом беседовали явившиеся Ему ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Беседующих осенило облако, из которого раздался голос Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф 17:5).
Христианское вероучение истолковывает это событие как открытие тайны Божественного промысла о спасении человека: в Преображении не только раскрывается в славе Божество самого Иисуса Христа, но и показано обòжение всей человеческой природы, совершившееся через Его воплощение.
В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей.
Праздник Преображения отмечается Восточной Церковью с IV века. В календарь Западной Церкви он был введен Папой Каликстом III в 1457 году.
Это евангельское событие стало одним из излюбленных сюжетов в русской иконописи. Знаменитые образы Преображения Господня создавали такие прославленные мастера Древней Руси, как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.