Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название \»Антипасха\» означает \»вместо Пасхи\»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе как окончание Светлой Седмицы празднуется особо.
Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде утверждения в вере апостола Фомы.
Церквь по-разному трактует поведение апостола Фомы. В большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос отправился воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что ничего хорошего из этого путешествия не получится, и предложил лучше: \»Пойдем и мы умрем с ним\» (Ин 11:16). Вместе с тем некоторые богословы наоборот видят в словах Фомы преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и смерти.
Смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его необратима. Фома настолько пал духом, что даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что все кончено и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечал: \»Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин 20:25). \»Вложу руку мою в ребра Его\» — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, а показал ему Свои раны, тем самым ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: \»И не будь неверующим, но верующим\», то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги — полной веры или решительного ожесточения.
В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома раны Спасителя, но вера вспыхнула в нем и он воскликнул: \»Господь мой и Бог мой!\» Этими словами он исповедал не только веру в воскресение Христа, но и веру в Его Божество.
По церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства Венчания. Именно на этот день – Красную горку — приходилось больше всего свадеб, устраивались гулянья, сватовство, молодежь ярко наряжалась(возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).