Текст Андрея Рукавишникова. Фото Александра Чурбанова
1 июня, в Неделю седьмую по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода.
Правящему архиерею сослужили викарии Нижегородской епархии епископ Дальнеконстантиновский Филарет и епископ Сормовский Иннокентий, а также секретарь епархиального управления и ключарь этого собора протоиерей Сергий Матвеев, благочинный Канавинского округа протоиерей Сергий Симагин, первый проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Василий Спирин, заведующий канцелярией и руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.
На богослужении вместе с прихожанами молились студенты Нижегородской духовной семинарии и воспитанницы епархиального Центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова).
По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
Митрополит Георгий зачитал Патриаршее послание по случаю празднования 1700-летия I Вселенского Собора.
После этого он совершил благодарственный молебен.
Обратившись к присутствующим в храме со святительским словом, глава Нижегородской митрополии поздравил собравшихся с воскресным днем, причастников — с принятием Святых Христовых Таин.
В своей проповеди он рассказал об истории и духовном значении I Вселенского Собора.
«В наше время мы видим, как в просвещенной и сытой Европе разрушаются устои веры во Христа. В частности, содомским грехом разрушается понятие семьи, появляется женский епископат. Если у нас во главе жизни стоит Христос, то они пытаются заменить Его человеком. Без опоры на традиции, на деяния святых отцов людям очень сложно противостоять лукавству века сего. В духовных школах мы глубоко изучаем догматику, учение и историю Церкви, Священное Писание, чтобы новые еретики не могли нас соблазнить и отвернуть от веры в истинного Бога. Мы молитвенно просим святых отцов I Вселенского Собора, чтобы на Русской земле всегда были истинные архипастыри и пастыри, дабы Церкви и народу нашему стоять в вере православной во все дни до скончания века», — сказал также управляющий Нижегородской епархией.
Справка:
С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми она созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин направил епископа Осию Кордубского и, получив от него удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов — представителей христианских Церквей из разных стран.
Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви — святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, и другие почитаемые Церковью святые отцы.
Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским, названным Великим, как ревностный борец за чистоту православия. Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: «Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией».
Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в его текст слово «Единосущный», которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы — Господа Иисуса Христа. Ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута. После решения главного догматического вопроса Собор установил также 20 канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.