Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > В День славянской письменности и культуры в Нижегородской филармонии имени М. Ростроповича состоялся праздничный концерт

В День славянской письменности и культуры в Нижегородской филармонии имени М. Ростроповича состоялся праздничный концерт

20:49, 24 мая 2022

Текст Надежды Муравьевой. Фото Александра Чурбанова

24 мая, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских,  в концертном зале Нижегородской филармонии имени М. Ростроповича состоялся концерт, посвященный Дню славянской письменности и культуры, который также отмечается в этот день.

Гостями праздника стали первый заместитель министра культуры Нижегородской области Наталья Суханова и руководитель отдела культуры Нижегородской епархии протоиерей Михаил Сторонкин.

Выступая перед собравшимися Наталья Суханова поздравила всех с праздником.

«День славянской письменности и культуры объединяет светское и духовное. Это праздник просвещения, родного языка, культуры, литературы, дань нашему великому наследию, традициям, которые складывалось веками. А хоровой концерт в этот день — замечательная традиция, которая зародилась около 10 лет назад в Москве и охватила всю Россию. Сегодня в этом зале собрались замечательные исполнители, талантливые дети — всего 400 участников. Пусть этот концерт напомнит нам с вами, в какой великой стране мы живем», — сказала заместитель министра.

Протоиерей Михаил Сторонкин зачитал участникам и гостям праздника Приветственный адрес митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. В нем, в частности, говорится, что День славянской письменности и культуры — общий праздник для всех народов, относящихся к великой славянской семье. Их объединяет священное слово, подаренные много веков назад святыми Кириллом и Мефодием.

«Равноапостольные братья — книжники из города Солуни, по происхождения греки, своими трудами заложили основы не только богослужебного языка, понятного отныне каждому славянину, они тем самым дали толчок культурному развитию славянских народов. Подвижники Кирилл и Мефодий прославлены как равноапостольные. Труд их жизни поистине подобен проповеди апостолов Христовых, которые принесли людям глаголы вечной жизни. Слово Божие, услвшанное и прочитанное на родном языке вошло в плоть и кровь нашего народа. В Евангельской проповеди — основы фундаментальных понятий о Боге, любви, мире, добре, милосердии, сострадании — всех нравственных начал отечественной культуры. На этих ценностях воспитываются поколения наших сограждан, созидается будущее нашей страны», — отмечено в послании.

В концертной программе прозвучали патриотические, русские и сербские народные, детские песни, песни Нижегородского края в исполнении хоровых коллективов из детской музыкально-хоровой школы «Жаворонок», детской школы искусств №7, детской школы искусств №8 имени В. Ю. Виллуана, Дворца детского (юношеского) творчества имени В. П. Чкалова, женского хора кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки, академического хора Нижегородского музыкального училища (колледжа) имени М. А. Балакирева, сводного хора Нижегородского хорового колледжа имени Л. К. Сивухина, муниципального камерного хора «Нижний Новгород», участников образовательного курса «Новые надежды».

Художественным руководителем концерта стал лауреат всероссийских и международных конкурсов, художественный руководитель и главный дирижер муниципального камерного хора «Нижний Новгород» Иван Стольников.

Справка:

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около десяти лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп. Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтырь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтырь и избранные службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело — просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии — Велеград.

Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двоих учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников — Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.

День памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла как День славянской письменности и культуры начали праздновать в Болгарии в XIX веке. Затем эта традиция перешла в другие славянские страны.

В России праздник впервые был торжественно отмечен в 1863 году, в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием.

После десятилетий забвения в годы советской власти он был восстановлен в 1986 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского. 30 января 1991 года день 24 мая был официально объявлен Днем славянской письменности и культуры.

Во всех славянских странах 24 мая в храмах проходят торжественные богослужения, также празднику посвящаются научные форумы, проводятся фестивали, выставки, книжные ярмарки, поэтические чтения, концерты и другие культурные мероприятия.

В нашей стране центральным из них традиционно становится всероссийский праздничный концерт на Красной площади в Москве. В этом году особенностью концерта стало участие вокалистов из Донецкой народной республики. Праздничные хоровые концерты, начиная с 2014 года, проходят 24 мая во всех регионах России от Владивостока до Калининграда.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.