Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Архиерейские служения > В праздник Обрезания Господня митрополит Георгий совершил Божественную литургию в Дивеевском монастыре

В праздник Обрезания Господня митрополит Георгий совершил Божественную литургию в Дивеевском монастыре

11:29, 14 января 2022

Текст Надежды Муравьевой. Фото Глеба Пушменкова

14 января, в праздник Обрезания Господня, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Богослужение состоялось в Успенском храме Благовещенского собора обители.

Управляющему Нижегородской епархией сослужили митрополит Роменский и Бурынский Иосиф, благочинный Дивеевского округа и старший священник Дивеевского монастыря иерей Владимир Каргин, благочинный Саровского округа протоиерей Лев Юшков, руководитель административного секретариата Нижегородской епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.

На богослужении молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельница Спасского монастыря города Ульяновска игумения Сергия (Вотрина), а также учащиеся, педагоги и родители Дивеевской монастырской православной средней общеобразовательной школы. Ее ученики вместе с хором обители исполняли на литургии богослужебные песнопения.

После литургии было совершено славление святителю Василию Великому, день памяти которого отмечается 14 января.

Игумения Сергия поблагодарила митрополита Георгия и митрополита Иосифа за совершенное богослужение: «Отрадно, что первый день новолетия вы встречаете в Дивеевской обители. Пусть Господь молитвами Царицы Небесной, преподобного Серафима и святителя Василия Великого, память которого мы также сегодня отмечаем, укрепляет вас в несении архипастырских трудов на многая и благая лета». Настоятельница преподнесла архипастырям в дар заздравные просфоры и иконы преподобного Серафима Саровского.

Учащиеся Дивеевской монастырской школы поздравили архиереев, исполнив праздничные стихотворения и песнопения.

По окончании богослужения нижегородский архипастырь обратился к собравшимся со святительским словом. Он поблагодарил митрополита Иосифа за визит и совершенное богослужение, а также настоятельницу монастыря и учащихся. Правящий архиерей поздравил всех с праздником Обрезания Господня, днем памяти святителя Василия Великого и с Новолетием.

«Вы – счастливые люди, потому что, учась в школе, вы получаете начальное духовное образование, – обратился митрополит Георгий к воспитанникам учебного заведения. – Мы верим, что вы вырастете добрыми христианами, надеемся, что сможете нести свет Христов людям. И пусть ваши сердца всегда освещает любовь Божия, которая по слову апостола Павла, долготерпит, милосердствует, не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор 13: 4-7).

Затем глава Нижегородской митрополии напомнил житие святителя Василия Великого – одного из столпов Православной Церкви, который нес свои труды в эпоху Вселенских соборов, защищал чистоту веры от ересей Ария и Македония. «В 381 году, когда проходил II Вселенский собор, святителя Василия уже не было в живых. Но ранее он активно выступал против ариан и сторонников Македония, вел переписку с другими епископами, говоря об опасности этих течений. И на II соборе, в том числе вдохновленные словами Василия Великого, его участники осудили эти ереси», – сказал правящий архиерей.

Сугубо митрополит Георгий поприветствовал главу Ровенской епархии, попросив передать поздравления предстоятелю Украинской Православной Церкви митрополиту Онуфрию. «Вся Русская земля, вся Нижегородская паства молится о братской Украине», – сказал нижегородский архипастырь.

Митрополит Иосиф поблагодарил главу Нижегородской митрополии и отметил, как из года в год благоукрашается земля преподобного Серафима. «Я был здесь год назад, и за это время выросли новые храмы. Моя душа наполнилась особой радостью, когда я узнал о возрожденных храмах нижегородского кремля – сердца древнего города. Я знаю, как много внимания владыка Георгий уделяет воспитанию подрастающего поколения в духе веры Христовой. Вот и сегодня на литургии так много детских лиц. Хочу вам пожелать, дорогой владыка, до конца своих дней стоять у престола Божия, и пусть Господь помогает в ваших молитвенных и других архипастырских трудах. В эти святые благословенные дни всем нам хочу пожелать, чтобы Богомладенец Христос непрестанно рождался в сердцах наших», – сказал митрополит Иосиф.

Каждому из присутствующих в храме детей митрополит Георгий преподал свое благословение, преподнес детский молитвослов и шоколад.

Справка:

Праздник Обрезания Господня относится к великим праздникам Православной Церкви. Евангелие гласит, что на восьмой день после рождения Иисус Христос по ветхозаветному закону прошел обряд обрезания, который был установлен для всех младенцев мужского пола.

Обрезание в качестве обряда посвящения Богу существовало у многих народов. В еврейском понимании, кровь священна, так как «кровь есть душа», а кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу Жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

Господь явился Авраму на сотом году жизни, сказав: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17:1). Ходить пред Богом значит жить постоянно с мыслью о том, что Бог видит тебя насквозь, знает и дела, и мысли, и все движения сердца. Быть непорочным означает вести себя так, чтобы ничем не оскорбить Бога, не позволять себе забыть о той чести, которую дарует человеку близость Творца. С этого обращения Господа начинается Завет Бога с человеком. Бог обещает Авраму многочисленное потомство, матерью которого будет Сара. В именах супружеской четы в знак особого предназначения удваивается по букве: Авраам и Сарра. Повеление называться так еще более подчеркивает благословение Божие, которое наследуют лишь потомки Авраама и Сарры, хотя у Авраама были также дети от Агари и Хеттуры, но не им предстояло наследовать благословение. От Авраама требуется верность Богу, и не только лично его, но и всего многочисленного потомства.

Для сохранения в роды родов Завета с Богом и в знак обещания исполнить повеленное избирается внешнее действие — обрезание. Оно призвано воспитать в поколениях стремление держаться единым народом, чтобы поклоняться лишь Богу Авраама. Как знамение Завета оно включает и внутреннее освящение, без которого одно умножение численности избранного народа еще не означает сердечной преданности Богу и вере праотца Авраама. Потому и обличались «необрезанные сердца и уши» в Книге Левит (Лев 26, 41) и в Деяниях апостольских (Деян 8, 51). Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число восемь выражало полноту и совершенство. Откладывать совершение повеленного на более позднее время считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь идет о повелении Божием. Касалось это мальчиков, так как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи, жена же с мужем составляла единое целое. Первоначально главное внимание было направлено на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено, прежде всего, единство крови и веры.

При совершении обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии. Он получил это имя как печать Своего служения делу спасения мира (Мф 1, 21; Мк 16, 17; Мк 9, 38-39; Лк 10, 17; Деян 3, 6 Деян 3, 16; Фил 2, 9-10). Эти события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

По толкованию отцов Церкви, Бог Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся. Но если в Ветхом Завете еще неразвитое сознание ценности данного Богом поддерживалось страхом наказания (вплоть до внезапной смерти), то Новый Завет объединяет всех желающих чтить Бога, и потому крещение не ограничивается ничем внешним — только стремлением усвоить веру и учиться всей жизнью «ходить пред Богом».

От совершения обрезания христиане были освобождены на Апостольском соборе 49 года. Решение собора было следующим: «Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать Закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили… угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деян 15:23–29)».

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом.

Праздник продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня. На Обрезание служится литургия святителя Василия Великого.

В наше время на Обрезание выпадает также дата празднования старого Нового года. «Старым» он называется потому, что в советской России, после перехода на новый стиль, старый Новый год «сместился» на 14 января по новому стилю.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.