Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Архиерейские служения > В Саровской пустыни освящен Успенский собор

В Саровской пустыни освящен Успенский собор

Фото 13:49, 31 июля 2019

Текст Надежды Муравьевой

31 июля в Свято-Успенском мужском монастыре — Саровской пустыни был освящен Успенский собор — главный храм обители. Чин Великого освящения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В новоосвященном храме Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию.

Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, митрополит Нижегородский и Арзамаcский Георгий, митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност, викарий Нижегородской епархии епископ Дальнеконстантиновский Филарет, епископ Выксунский и Павловский Варнава, епископ Котласский и Вельский Василий, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома, секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, наместник этого монастыря игумен Никон (Ивашков), благочинный Саровского округа протоиерей Александр Долбунов, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков, настоятели других мужских обителей Нижегородской епархии и сонм духовенства.

В храме присутствовали полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, заместитель министра финансов РФ Андрей Иванов, директор по развитию госкорпорации «Росатом» Сергей Обозов, директор Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) Валентин Костюков, почетный научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ Радий Илькаев, глава города Сарова Александр Тихонов, глава администрации Сарова Алексей Голубев, начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игорь Манылов, заместитель председателя «Внешэкономбанка» Андрей Клепач, председатель координационного совета отделений Российского союза промышленников и предпринимателей в ПФО Виктор Клочай, исполнительный директор Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского Сергей Габестро, временно исполняющий обязанности губернатора Оренбургской области Денис Паслер, председатель Земского собрания Городецкого района Нижегородской области Николай Поляков.

За литургией молились председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельница нижегородского Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу), настоятельница выксунского Иверского монастыря игумения Антония (Миронова), настоятельница Николаевского Георгиевского монастыря (село Абабково Павловского района) игумения Никона (Желякова), настоятельница арзамасского Свято-Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко), настоятельница Крестовоздвиженского монастыря (деревня Быдреевка Семеновского района) игумения Иулиания (Петрова), настоятельница Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря игумения Михаила (Орлова), настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Покровского монастыря (город Якутск) игумения Архелая (Биянова), настоятельница Свято-Тихвинского Богородицкого монастыря (город Бузулук) игумения Пантелеимона (Кривенкова), настоятельница московского Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова), настоятельница воронежского Алексеево-Акатова монастыря игумения Варвара (Сажнева), настоятельница московского Покровского ставропигиального монастыря игумения Феофания (Мискина), настоятельница архиерейского подворья арзамасского Новодевичьего Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого монастыря во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» инокиня Филарета (Андрейко), многочисленные прихожане, а также ученики местной православной гимназии имени преподобного Серафима Саровского, их родители и педагоги.

Богослужебные песнопения исполнили архиерейский хор Нижегородской митрополии (регент — протодиакон Антоний Молев).

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире Нижегородской областной государственной телекомпании

 

ННТВ и православного телеканала «Союз». Прямую трансляцию литургии осуществляли также официальный сайт Нижегородской митрополии и сайт информационного агентства правительства Нижегородской области «Время Н». Часть верующих следила за трансляцией на большом экране, установленном на площади Саровской пустыни.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес настоятель нижегородской соборной церкви в честь Пресвятой Живоначальной Троицы протоиерей Сергий Шалатонов.

По окончании богослужения священноархимандрит Свято-Успенской Саровской пустыни митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий приветствовал Предстоятеля Русской Церкви и преподнес Его Святейшеству напрестольный крест из этой обители. Он был изготовлен московским серебряником Федором Никифоровым около 1730-х годов и является редким и хорошо сохранившимся образцом отечественного искусства. В кресте 73 частицы святых мощей и других святынь.

История креста такова. В 1727 году московский священник по имени Георгий принял постриг в Саровской пустыни. Через два года он скончался, а его сын, священник московского храма в честь Воскресения Христова в Барашах Петр Григорьев в 1730 году передал святыню в обитель в качестве вклада на вечное поминовение души усопшего отца. Крест упоминается в описании Саровской обители, выпущенном на рубеже XIX и ХХ веков, в разделе «Кресты напрестольные». После закрытия монастыря в 1927 году святыня исчезла. Некоторое время назад он был выкуплен из зарубежного частного собрания.

Благословив крестом всех молящихся в храме, Патриарх Кирилл передал эту святыню Саровскому монастырю.

От лица духовенства и паствы Нижегородской земли митрополит Георгий вручил в подарок Его Святейшеству икону Явления Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые высокие представители государственной власти, представитель Президента в Приволжском федеральном округе, господин губернатор! Дорогие отцы, братья и сестры, матушки игумении!

Для меня сегодня особая радость войти под своды этого величественного храма и совершить его освящение. Совсем недавно мы закладывали его основание, и так быстро и в таком великолепии этот храм возведен. О чем это свидетельствует? Это свидетельствует о том, что очень многим людям нужны храмы Божии, нужно восстановление исторической справедливости, нужна правда Божия в жизни.

Когда я подходил к этому храму, я сказал господину губернатору: «А стоило ли разрушать все, для того, чтобы потом воссоздавать?» И вспомнил, что точно такие же слова были адресованы президенту Ельцину в день закладки Храма Христа Спасителя. Эти же слова я вспомнил и в день освящения Храма Христа Спасителя — то было малое освящение, которое мы совершили 31 декабря 1999 года, потому что уж очень всем нам хотелось войти в следующее тысячелетие с возрожденным Храмом Христа Спасителя.

Что же означал этот государственный исторический катаклизм? Что означают разрушенные и потом в еще большем великолепии восстановленные храмы? В этом открывается подлинное действие Божественного промысла. Ведь Господь не насилует человеческую волю, и Он мог не допустить ни взрыва этого храма, ни взрыва Храма Христа Спасителя, ни уничтожения многих иных храмов на земле. Своей Божественной силой Он мог мгновенно остановить вандалов. Как говорит Слово Божие, из камней сих соделать детей Авраама (см. Мф 3:9), и все гонители послушными овцами выстроились бы в очередь, чтобы войти в храм и приложиться к святыне. Но это бы означало, что сила Божия подавляет, а Господь создал нас свободными и ждет от нас свободной веры, свободной любви без всякого принуждения.

Когда народ наш во множестве оступился и стал взрывать храмы, Господь Своей волей не остановил эти деяния. Это не значит, что Господь Своим неучастием в тех исторических злодеяниях попустил им совершаться до скончания века. Но Господь ждал, когда народ наш снова обратится к Нему, когда снова люди захотят иметь храмы. И такое время наступило. Народ наш, пройдя через тяжелейшие испытания ХХ века, в конце того столетия начал мало-помалу обращаться к Господу. Последующие 20 лет были периодом реального возрождения церковной жизни, и не только в плане строительства храмов и открытия монастырей, но и в плане изменения сознания людей. Ведь храмы никогда не строятся по приказу сверху, храмы никогда не строятся просто так, лишь потому, что кому-то так захотелось. Конечно, бывают инициаторы строительства, в том числе во власти сущие, но храм поднимается тогда, когда воскрешение храма или его создание поддерживается молитвой, духовной силой благочестивого народа.

И вот сегодня мы видим возрождение Успенского храма в Серафимовой пустыни. Казалось бы, уж где-где, но в этом месте такого нельзя было себе представить. Даже в относительно благополучные послевоенные годы, когда прямые гонения на веру и уничтожение храмов прекратились, никто и мечтать не мог, что когда-то в Сарове будет снова звучать Слово Божие и возродится монастырская жизнь.

Мой отец родом из мест совсем поблизости отсюда. В детстве, а родился он в 1907 году, вместе с благочестивыми родителями он пешком паломничал сюда из нынешнего Ичалковского района, который сейчас находится на территории Мордовии. Они шли несколько дней пешком в Саров, чтобы помолиться. Отец рассказывал мне о духовном состоянии, которое переживали сотни паломников, простых людей, которые преодолевали многие и многие километры, иногда босиком, чтобы войти под сень этого святого храма и помолиться святому преподобному Серафиму Саровскому.

Ну, а сегодня все то, о чем даже мечтать не могли, осуществляется — по милости Божией, в ответ на вашу веру, мои дорогие. Не было бы возрождения веры — не было бы этих замечательных строек, потому что храмы никому бы не были нужны. Храмы строятся и открываются именно потому, что они нужны народу. Это наш главный ответ нынешним храмоборцам, которые хотят повернуть вспять историю, вернуть ее снова в 20-е — 30-е годы, когда храмы уничтожались, когда запрещались внешние проявления всякой религиозности. Хотел бы сказать этим храмоборцам: ничего у вас не получится, потому что невозможно дважды вступить в один и тот же исторический процесс. Сегодня у нас другая страна, другой народ, поэтому, пожалуйста, не мешайте нам. По сути, вы и не сможете помешать, но я бы сказал больше: себе не мешайте, не закрывайте для себя путь к Богу, как сумел наш народ, силой оторванный от Бога, не закрыть себе путь к тому, чтобы обновиться духом и снова стать православным.

Великие знаки Божиего присутствия, Божией милости мы наблюдаем в нашей стране. Некоторые задаются вопросом, почему так, — особенно те, кто живет за рубежами нашего Отечества. И когда кто-то пытается объяснить процесс духовного возрождения — социологически, исторически, философски, — то непременно говорит о самом главном: никакого духовного возрождения не могло бы быть, если бы Сам Господь не излил Свою благодать на наш народ в ответ на подвиг новомучеников, исповедников Церкви Русской, всех тех, кто во времена лихолетья не забыл Христа, исповедовал Его, сохранил веру православную и передал ее последующим поколениям.

Мы никогда не забудем монахов, которые в старые времена совершали здесь свое служение. И крест, который был явлен столь чудным образом, становится символом соединения нынешнего торжества с теми торжествами, которые происходили в этом соборе до его разорения. Ведь это тоже знак Божиего присутствия в наших нынешних событиях, это весточка из прошлого, от тех монахов и благочестивых людей, которые некогда наполняли этот храм, от самого преподобного Серафима Саровского.

Нечто подобное я пережил, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, когда открывал Герасимо-Болдинский монастырь — древний, XVI века. Никаких построек в обители не сохранилось, потому что немцы, отступая, взорвали монастырь целиком, опасаясь, что партизаны могут создать там свой центр управления. Это один из немногих случаев, когда монастырь был уничтожен весь — храмы, стены до нуля. Мы взялись возрождать этот монастырь, и первое, что сделали, — восстановили маленькую часовенку. Приехал я эту часовенку освящать, подходят ко мне местные жители, открывают какие-то тряпочки, а в них — примерно такой же крест и еще евхаристические сосуды. И женщина сказала: «Все эти годы мы хранили всё это, чтобы передать тем, кто откроет сей святой монастырь».

Как та семья хранила веру, так, в конце концов, и весь наш народ эту веру хранил. А результатом этого является, в том числе, и великое событие, которое мы сегодня все вместе торжественно празднуем».

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил митрополита Георгия за труды и передал в дар храму точную копию Тихвинской иконы Божией Матери.

«Пусть этот замечательный образ не только напоминает вам о сегодняшнем дне, но и о великой связи времен, о великой связи святых мест земли Русской, о той духовной силе, которая по милости Божией неистощима и которой обладает наш народ-богомолец, народ, запечатлевший веру во Христа силой своего исповеднического духа. Под Покровом Пречистой Царицы Небесной, пусть простирается и осуществляется жизнь сей святой обители и паломников, которые непременно будут эту обитель посещать», — сказал Святейший Владыка.

Затем Святейший Патриарх вручил награды Русской Православной Церкви. Во внимание к помощи в возрождении Успенского собора Саровской обители Игорь Комаров, Глеб Никитин и Денис Паслер были награждены орденом преподобного Серафима Саровского III степени, Валентин Костюков — орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, Андрей Иванов – орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Игорь Паньшин — орденом преподобного Серафима Саровского III степени, руководитель иконописной мастерской «Ковчег» Нижегородской епархии Алексей Анциферов – орденом преподобного Андрея Иконописца III степени, директор предприятия «Даниилов град» Александр Третьяков — Патриаршим знаком храмостроителя.

В завершение Святейший Владыка вновь поблагодарил всех причастных к восстановлению Успенского собора в Сарове.

Верующим были розданы иконки Успения Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением.

Справка

До революции Успенскую церковь называли одним из великолепнейших русских соборов, она была настоящей жемчужиной Саровской пустыни. Собор в честь Успения Божией Матери стал первой каменной постройкой обители, главным ее храмом. Именно здесь с 1903 года и до закрытия монастыря находились мощи преподобного Серафима Саровского.

Первоначально одноглавая Успенская церковь, построенная с 1730 по 1744 год на средства московского купца Демидова, имела достаточно скромные размеры: ее длина была не более 15 метров. 25 августа 1744 года церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1777 году по проекту послушника Саровской пустыни архитектора Ивана Федорова был построен Успенский собор больших размеров: 55,7х27,2 метра, высота до верха креста составляла 60 метров. Собор освятили в августе 1778 года. Отличительной особенностью его интерьера был пятиярусный резной позолоченный иконостас с иконами византийского письма, высота которого посередине равнялась 19 метрам, а по краям — 27. По преданию, рисунок этого иконостаса сделал архитектор Растрелли.

Внутри Успенский собор был богато украшен стенными росписями на темы Ветхого и Нового Заветов. У стен собора были похоронены многие саровские настоятели. С юго-восточной стороны храма, у алтаря, были погребены два знаменитых отшельника Саровской обители — преподобный Серафим Саровский и схимонах Марк-молчальник.

В 1927 году Саровский монастырь закрыли. Успенский собор стал ветшать, и в 1951 году его взорвали. Формальный повод был вполне благовидный: от сейсмических сотрясений из-за проводившихся на производственных площадках ядерного центра взрывов здание могло обрушиться. Были уничтожены почти все фундаменты, и позднее только благодаря знаниям и опыту археологов московской фирмы «Симаргл» под руководством Елены Хворостовой, руководившей раскопками, удалось определить местоположение собора, а также уточнить размещение захоронений преподобного Серафима Саровского и схимонаха Марка-мольчальника.

В 1991 году на месте храма членами исторического объединения «Саровская пустынь» был установлен памятный камень, а в 2002 — крест с лампадой. В 2004 году над могилой преподобного Серафима была восстановлена часовня, построенная в конце XIX века.

Весной 2016 года началось восстановление Успенского собора. Проект воссоздания главного храма Саровской пустыни выполнен ООО «Региональный инженерный центр». При разработке учтены все особенности грунтового основания, связанные с высокой карстоопасностью площадки строительства, близостью расположения пещерного храма и промышленной сейсмикой. Грандиозный 60-метровый собор был заложен 1 августа 2016 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Расписан храм иконописцами нижегородской мастерской «Ковчег» под руководством Алексея Анциферова в классическом стиле.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.