Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Богородское благочиние > В селе Выползово Богородского округа совершены молебен и заупокойная лития возле поклонного креста

В селе Выползово Богородского округа совершены молебен и заупокойная лития возле поклонного креста

09:48, 17 мая 2022

Текст и фото Богородского благочиния Нижегородской епархии

15 мая, в день памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба, в селе Выползово Богородского округа совершены молебен и заупокойная лития возле поклонного креста.

В начале XX века на этом месте располагался молитвенный дом, посвященный святым российским князьям Борису и Глебу.

Богослужение совершил иерей Давид Покровский, настоятель храма села Каменки Богородского округа.

Справка:

15 мая – день памяти святых благоверных князей российских Бориса и Глеба (†1015).

У святого равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь, было 12 сыновей от разных жен. Для грубого язычника, каким тогда еще был князь, многоженство было вполне допустимо. Крестившись, князь Владимир остался мужем одной жены. Среди его сыновей были родившиеся незадолго до Крещения Руси Борис и Глеб — будущие мученики, и брат их Святополк — будущий убийца, прозванный в народе «окаянным».

Великий князь Киевский Владимир, уже больной и престарелый (после Крещения Руси в 988 году прошло 26 лет), послал одного из своих любимых сыновей Бориса во главе сильной дружины дать отпор печенегам, появившимся на границах Руси. Печенеги не пожелали вступать в бой и удалились, а князь Борис на обратном пути узнал, что его отец умер. Тогда дружина, с которой Борис ходил на врага, предложила ему пойти и занять княжеский престол в Киеве, на который уже поторопился сесть его брат Святополк. Предложение было вполне реальным. Учитывая быстроту и внезапность, силу дружины в 8000 человек (так указывает преподобный Нестор Летописец), Борис, несомненно, мог стать князем Киевским. Дружина и народ любили Бориса, а Святополка никто не любил, даже сам князь Владимир.

Но Борис отказался от предложения своих воинов, и они покинули его. Князь проявил не мягкотелость, а жертвенность, исполнение заповеди Христа. «Не подниму руки на брата моего (Святополка), да еще на старшего, которого мне следует считать за отца, — так говорил Борис, не желая быть участником распри, — да не прольется никакая кровь ради этого, а если уж суждено ей пролиться, то пусть это будет только моя кровь» — вот в чем высший смысл его действий. Он видел в своем поступке жертву ради любви к Богу, к своей дорогой Родине, даже к убийце-брату. Святополк, желая избежать конкуренции, решил убить всех братьев. Уже зная о посланных к нему убийцах, князь Борис молился: «…ради Тебя, Господи, умерщвляют меня сегодня… Знаешь, Господи, что я не противлюсь, не возражаю… не поставь брату в вину греха его».

После убийства святого Бориса Святополк Окаянный послал к его младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени отца, великого князя Владимира, чтобы коварно убить второго возможного претендента на Киевский престол. Обманутый князь Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, настигшее его у Смоленска, не остановило будущего святого, не ожидавшего такого злодейства со стороны брата Святополка. Недалеко от Смоленска убийцы настигли ладью Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его совсем еще юную жизнь. Убийцы хладнокровно перерезали святому Глебу горло. Его смерть — пример христианского мужества и незлобия.

Господь прославил мучеников многими чудесами, а участь братоубийцы Святополка была ужасной. На Руси святые страстотерпцы Борис и Глеб всегда почитались молитвенниками за землю Русскую.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.