Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > У нас на приходе > Новая история древней церкви
«Ведомости Нижегородской митрополии» 20 (152) 18:07, 25 октября 2018

Новая история древней церкви

Какой вид открывается отсюда! Заволжские дали в осеннем золоте, Стрелка… Вот так же, наверное, много веков назад стояли здесь люди и любовались пейзажем. Не было еще ни Александро-Невского собора, ни, тем более, стадиона. А леса за рекой так же полыхали багрянцем и золотом. И стояла уже на Ильинской горе Успенская церковь — один из древнейших храмов Нижнего.

Кулибин, Пешков и крещатая бочка

Одно из преданий гласит, что на месте каменного Успенского храма был когда-то монастырь, неизвестно кем и когда основанный, но упоминаемый в грамоте царя Василия Ивановича Шуйского в 1606 году. В нем была и деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. Но монастырь вскоре был упразднен, и в Сотной грамоте 1621 года церковь названа уже приходской.

Каменный Успенский храм построил купец Афанасий Фирсович Олисов, коренной нижегородец. В 1620-х годах Степан и Давыд Олисовы, занимавшиеся мыловаренным делом и мелочной торговлей, выделялись среди посадских среднего достатка. Единственным наследником родовых дел Давыда стал Фирс, в семье которого в 1630-х годах появились сыновья Афанасий, Анисим и Иван. В 1666 году Афанасий Фирсович Олисов стал нижегородским таможенным головой, а через несколько лет перед отъездом в Астрахань на постоянное жительство он дал обет построить каменную Успенскую церковь, и в 1672 году храм был возведен.

Церковь Успения на Ильинской горе уникальна по своей архитектуре. Как отмечает известный историк Николай Филатов в своей книге «Купола, глядящие в небеса», это единственный в истории древнерусского каменного зодчества храм с верхом в виде крещатой бочки в четыре лица. Такая архитектура широко распространена в древнерусском деревянном зодчестве, но уникальна для каменного.

Главы церкви в течение долгого времени были покрыты сереб­ристым осиновым лемехом и увенчаны золочеными коваными крестами хорошей кузнечной работы.

С Успенской церковью связаны судьбы многих известных нижегородцев. Прихожанами храма были дед и бабушка Алеши Пешкова — будущего писателя Максима Горького, знаменитый механик-самоучка Иван Кулибин. Перед храмом установлен памятный знак в честь изобретателя, поскольку раньше здесь находилась усадьба его родителей.

В советское время церковь была закрыта, богослужения прекратились в 1934 году. А в 1967-м была проведена ее реставрация под руководством известного архитектора Святослава Агафонова.

Икона святого земляка — попечением прихожан

Последним настоятелем Успенской церкви перед ее закрытием в советское время был священномученик Иоанн Лазарев. На приходе отмечают день его памяти — 4 октября.

В 2018 году в этот день на стене церкви был установлен памятный знак в форме креста с информацией о священномученике, потом прихожане во главе с настоятелем прошли вокруг церкви крестным ходом.

Иоанн Лазарев родился 12 января 1876 года в городе Курмыше Симбирской губернии в семье чиновника Михаила Лазарева. Рано лишившийся родительской опеки, Ваня воспитывался у деда — церковного педагога, учился в местной школе, основанной дедом.

В начале 1880-х годов родная тетя мальчика увезла его в Нижний Новгород, поселившись в квартире старшего брата, кандидата богословия, преподавателя Нижегородской духовной семинарии священника Алексия Порфирьева, в будущем тоже священномученика. Ваня прислуживал дяде в Никольской церкви и кремлевском храме в честь Архангела Михаила.

В 1897 году Иван окончил Нижегородскую духовную семинарию, через год женился и был рукоположен во священника, с назначением в приход села Баранова Горбатовского уезда. В семье отца Иоанна и матушки Анны родилась единственная дочь Елизавета.

Затем отец Иоанн служил в Павлове-на-Оке, много занимался просвещением. В дальнейшем пастырское служение оказалось связанным с нижегородскими храмами. В 1913 году он был назначен в церковь Успения на Ильинской горе. Когда ее закрыли, служил в других храмах. В 1937‑м отца Иоан­на арестовали. Расстреляли батюшку 4 октября.

В возрожденной Успенской церкви есть икона священномученика Иоанна Лазарева. Она написана попечением прихожан.

Возрождение

Новая страница в истории Успенского храма началась в 2000 году. Именно тогда в нем возобновились богослужения. А отреставрировали церковь в 2004‑м в рамках проекта «Ильинская слобода». К церкви была пристроена трапезная и колокольня.Торжественное освящение храма совершил епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Была благоустроена и прилегающая территория. Успенский храм стал первым, который был восстановлен после прибытия владыки Георгия на нижегородскую землю.

С тех пор на приходе служили разные священники. Трудился здесь и протоиерей Валерий Поросов, недавно почивший о Господе. Год назад настоятелем храма стал иерей Алексий Корехов.

— Хоть храм и небольшой, но изначально он имел три придела: в честь Успения Божией Матери, в честь преподобного Алексия, человека Божия, и в честь благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, — говорит отец Алексий. — История церкви богатейшая, и сейчас мы с прихожанами стараемся глубже ее изучить. Началась активная исследовательская работа, мы хотим собрать максимум информации. Например, о священниках, которые здесь служили. Хотелось бы найти фотографии и разместить их на стенде, собрав вместе и тех, что служили до революции, и наших современников. Конечно, о ком-то сведения могут быть утрачены, но мы будем стараться узнать как можно больше.

Община только начинает жить активной жизнью. Весь прошедший год настоятель и прихожане, можно сказать, присмат­ривались друг к другу, решали организационные вопросы. Сейчас приход сложился, и, кстати, в большинстве своем из людей, которые ходят сюда много лет, с самого открытия храма в 2004 году.

В этом году в церкви был сделан серьезный ремонт. Отремонтировали пол в здании, полностью заменили брусчатку на прихрамовой территории, восстановили крылечки, привели в порядок систему теплоснабжения. Возле церкви установили новые стенды с исторической информацией. Здесь полный, живо написанный рассказ о глубокой старине и о нашем времени. А в храме появились новые святыни: плащаницы, несколько икон, написанных тщанием благотворителей, в том числе прихожан.

— Церковь находится в живописном месте, в центре города, — продолжает отец Алексий. — И мы рассчитываем привлекать сюда больше турис­тов. Чтобы они не просто за­шли, сфотографировали и ушли, но и многое узнали о нашем замечательном храме. Такую информацию вряд ли сможет дать светский гид, который их сопровождает. Так что предстоит серьезная просветительская работа.

Чем настоятелю дорог этот образ

Теперешний настоятель принял священный сан уже в зрелом возрасте. Ему было тридцать шесть. Путь служения стал результатом многолетних поисков смысла жизни человека из далекой от Церкви семьи.

Родился Алексей Корехов в Заполярье, образование получил техническое, потом грянули 90‑е годы, и жизнь понеслась кувырком. Трудности закалили, жизнь наладилась. К тому времени, когда Алексей Корехов стал задумываться о служении, кажется, все в его жизни наладилось. Семьи только не было. И в семинарию он шел, уже терзаясь выбором, куда по окончании направить свои стопы: по пути белого духовенства или выбрать монашеский путь.

— Я молился об устройстве моей жизни, — рассказывает батюшка, — чтобы Господь указал, что мне делать. Один батюшка подсказал: «Ты поезжай, — говорит, — помолись перед чудотворной иконой Божией Матери «Взыскание погибших». Этот образ находится в Москве в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Я ездил туда несколько раз, молился, чтобы Господь открыл мне путь, по которому нужно идти. И когда я познакомился со своей будущей матушкой, узнал от нее, что она тоже ездила к этому образу и просила о том же. Я понял, что это и есть благословение Божие, Его указание, и мы должны соединить свои судьбы.

В семье уже четверо детей, и каждый раз, если появляется возможность, отец Алексий с матушкой и детьми стараются приезжать в Воскресенский храм в Москве, молиться перед чудо­творным образом, благодарить. И в Успенской церкви Нижнего можно увидеть икону Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Передала ее одна пожилая прихожанка, рассказав, что образ был написан в советское время, правда, кем — неизвестно, и украсили ее бисером тогда же дети какого-то неизвестного священника. Этот святой образ — в новом резном киоте. Когда иерей Алексий пришел в храм Успения и увидел икону, он захотел еще раз выразить благодарность Пресвятой Богородице за устройство своей жизни, за Ее ходатайство о прихожанах древней церкви, за мольбы обо всем роде человеческом.

Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.