Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Форум > Нужна ли пастырю философия?
«Ведомости Нижегородской митрополии» №20 (218) 19:00, 28 октября 2021

Нужна ли пастырю философия?

Языческая мудрость в системе духовного образования

11–12 октября в Нижегородской духовной семинарии по приглашению ее ректора митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия прошли двухдневные очно-заочные курсы повышения квалификации для преподавателей философии и психологии духовных семинарий России. В Нижний Новгород приехали преподаватели из Сибири, с Дальнего Востока, из южной и центральной частей страны. Представители почти всех духовных учебных заведений России слушали лекторов и задавали вопросы. Секцию по философии возглавил доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета кандидат богословия Виктор Лега. После лекции он дал интервью нашей газете.

— Виктор Петрович, сегодня вы говорили о месте философии в высшем духовном учебном заведении. В чем актуальность этой темы?

— В том, чтобы уметь использовать философский аргумент даже самых далеких от христианства мыслителей для защиты христианства. Но для этого сначала нужно понять, что такое философия, и донести это до студента. Чтобы применять философию на практике, общаясь с материалистами, атеистами, деистами, пантеистами и прочими «истами», нужно понимать философию в ее исторической ретроспективе. Учиться у Платона, Аристотеля, Канта, Фихте, Соловьева, Бердяева и других философов.

Очень жалко и обидно, когда апологетику преподают люди, не имеющие ни философского, ни естественно-научного образования. Любой профессионал вроде Панчина, Дробышевского и других биологов опровергнет их с легкостью. Так что, если ты пришел защищать христианство с точки зрения разума, хотя бы минимум философии ты должен знать. В противном случае, столк­нувшись с умным оппонентом, ты поможешь ему утвердиться в убеждении, что в Церкви работают неумные люди и что Бога нет.

Многие отцы Церкви, такие как Василий Великий, Григорий Богослов, получили образование в афинских школах у языческих философов, изучая эллинистическую премудрость. И брали из их систем лучшее для построения своих богословских трудов. Так что все-таки общего между языческой и христианской мудростью?

— Истина, как говорили самые ранние апологеты, повсюду. Разве сумма катетов изменилась от того, что мы стали христианами, а Пифагор был язычником? Или геометрия Эвклида меняется от того, что он был язычником? Древнегреческие языческие философы сделали удивительные научные открытия.

Вспомним, как апостол Павел проповедовал в ареопаге. Если бы я так проповедовал, говорю я своим студентам, меня бы выгнали из всех учебных заведений. Павел пришел к язычникам и говорит: «Вы люди благочестивые…» Он не кидается в обличения, а разговаривает с ними, как с людьми единого взгляда на мир. И мы должны так же, следуя апостолу Павлу, святым отцам-апологетам, видеть в каждом образ Божий, стремление к истине, даже в не умеющих ее искать, заблуждающихся, уходящих в ереси, атеизм и материализм.

Отцы Церкви умели отделять зерна от плевел, находить истину у языческих философов. Современный богослов тоже должен уметь находить истину, даже у оккультистов, если к этому подходить разумно и не бояться войти в эту грязь, как полицейские не боятся работать с преступниками, а врачи — с гноем и опухолями.

А как разговаривать с оккультистом, язычником, атеистом, если ты не знаешь его взглядов и не хочешь его понять, в гордыне своей замкнулся? При таком отношении к инакомыслию мы превращаемся в какую-то секту, оторванную от мира.

Если говорить о семинаристах, будущих пастырях, для которых философия является одной из главных дисциплин, как она помогает в познании веры?

— Если коротко, философия помогает понять друг друга. Она является мостиком, объединяющим совершенно разные взгляды на мир. Мы часто стоим на собственной позиции и не слышим другого человека. Он нам говорит: «Бога нет», а мы: «Как же»? Он: «Самое лучшее — физика», а мы: «Самое лучшее — это путь спасения»… Люди не слышат друг друга.

Философию не изучают не потому, что не хочется, а потому, что это никому не нужно. Мы можем объяснить структуру Солнечной системы без помощи Бога. И вообще, как сейчас говорят, наука доказала, что Бога нет. Ненужность философии, отказ от поиска Истины и Бога я считаю одной из главных трагедий современного общества. И все потому, что мы не умеем встать на позицию другого человека, его мировоззрения, его логики. Только изнут­ри логики оппонента я могу подвести его к выводу, что его логика приводит в тупик, к абсурду. И тогда он увидит, что моя позиция более убедительна и логична. Философия — это язык общения, понимания. В XX веке мощное распространение получила герменевтика. Это не только умение толковать священные тексты, как было раньше, это язык понимания, наука понимать друг друга.

Раз так, может быть, изучать философию полезно всем верующим?

— Конечно, нет. Большинство в этом не нуждается: не поймут, переврут и больше вреда себе нанесут. Поэтому заставлять их изучать философию значит издеваться над ними. А познать Бога можно и с помощью аскезы, очищения и обновления ума и сердца, не только книжным путем — через изучение богословских и духовных трудов. Так и некоторые студенты мне говорят: вот преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, древние христиане изучали Писание и святых отцов, без философии обошлись… А вам кто мешает? Пустыня, тайга, джунгли есть — идите, совершайте подвиг. Но вы пришли в семинарию, в академию…

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.