Главная > Практика благочестия > О способах усилить молитву
«Ведомости Нижегородской митрополии» 5 (185) 16:51, 12 марта 2020

О способах усилить молитву

Накануне Великого поста подошла ко мне одна из прихожанок, которая недавно похоронила дорогого тестя, и спросила о том, как ей усиленно помолиться об усопшем в великопостный период, когда заупокойные службы сократились до краткой литии и трех «родительских» суббот сугубого поминовения. Еще спросила, где ей можно заказать «царские литургии» и что такое проскомидия. Ей, мол, кто-то посоветовал это сделать, чтобы тестю «там» стало полегче. Посоветовав ей чтение Псалтири об усопшем как один из важных способов молитвенного поминовения, я заметил, что она не первая, кто уже наводил справки о «царской литургии». Пришлось подробно рассказать ей о том, какие литургии служатся в Церкви. И поскольку время от времени продолжаешь слышать о так называемых «царских» службах, думаю, полезно и нашим читателям прояснить этот вопрос.

Благодатнее обеден?

В богослужебном уставе термина «царская литургия» мы не встретим. Мы знаем и служим Божественные литургии Иоанна Златоустого, Василия Великого, литургию Преждеосвященных Даров Григория Двоеслова, папы Римского. Но, как уже говорилось, встречаются в околоцерковной среде мифы о некоей «царской» литургии «с проносом (?), которая «благодатнее (?!) заказных обеден». Задаваясь вопросом, что это может означать, лично я ответа не находил. По-видимому, это одно из суеверных явлений в церкви, коих несть числа.

Правда, у преподобного Феодора Студита в «Подвижнических наставлениях монахам» (Слово 59 // Добротолюбие. Т. 4. — М.: Паломник, 2000) упоминание о царской литургии встречается: «Завчера, по повелению владыки нашего, вышел я из монастыря, взошел в патриархию, а оттуда к царской литургии. Весь день провел я там и видя видел виды и лица, кружение мирских дел и хлопотливость, туда и сюда гоняющую людей, их многоглаголание, многозаботливость и мирские сговоры: и это во дни честной и св. четыредесятницы. Отстранило это меня от обычного настроения, уши мои оглашались странными глаголаниями и очи мои развлекались многими и разнообразными фантазиями. И теперь еще чувствуется это во мне; и я пользуюсь настоящим благовремением, чтобы высказать это вам. Как из облака сгустившегося ниспадают капли дождевые, так при стесненном сердце капали слезы из очей моих, и я, испустив вздох из глубины сердца моего и утишив волнение помыслов моих, молитвенным горе восхождением возблагодарил Господа и ублажил вас, что вышли вы из среды таковых и отлучились от них, и отреклись от самого даже прикосновения к нечистоте мирской, пребывая на поприще подчинения, каждо­дневно борясь с искушениями терпения, и в духе восходя на высоту добродетелей богоугодным благонастроением и благоповедением».

Судя по обстоятельствам, которые описывает преподобный Феодор: стечение народа, суета, — речь шла о литургии, на которой присутствовал царь, отсюда, видимо, и множество зевак. В церковном же уставе есть чинопоследование с приставкой «царский», но это касается не литургии, а часов.

Часы простые и царские

Часы (первый, третий, шестой и девятый) — это краткие богослужения, установленные Церковью для воспоминания некоторых священных событий. На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем — сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом — распятие Господа Иисуса Христа, на девятом — Его крестная смерть. Все эти события связаны с исчислением времени по древнему иудейскому обычаю, а в современной традиции им соответствует иное время. Так, первый час отправляется по завершении всенощного бдения, после утрени; третий и шестой — непосредственно перед литургией; Девятый по уставу должен вычитываться в начале всенощного бдения, перед вечерней. Молитвенную основу часов составляют псалмы (на каждом — по три), а также песнопения текущего дня — тропари и кондаки.

Трижды в год установлены особенные чинопоследования часов, которые в бого­служебных книгах называются Великими, а в народе — царскими. Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе был обязан присутствовать сам император, для того оставлявший все государственные дела. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.

Итак, царские часы совершаются накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую пятницу — ради Страстей Господних.

От обыкновенных, будничных часов Царские часы отличаются чтением некоторых особых псалмов взамен обычных, а также особыми песнопениями. Помимо псалмов на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое. Чин царских часов составлен святителем Кириллом Александрийским. Софроний, патриарх Иерусалимский, написал для них некоторые песнопения.

В Великую пятницу царские часы совершаются по чину святого Кирилла Александрийского. Они заключаются чтением «блаженн», как и перед Преждеосвященной литургией, и многолетием. Служба часов по уставу начинается во втором часу дня или, по-нашему счету, в восьмом часу утра. Кроме того, поются особые тропари. Если какой-либо из сочельников выпадает на субботу или воскресенье, царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии.

Теперь в России нет благоверных государей, но царские часы не престают быть «царскими»: в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. Именно с них начинается празднование Рождества Христова и Крещения Господня, именно ими предваряется Пасха. Царские часы Страстной пятницы и Рождества Христова были составлены патриархом Софронием Иеру­салимским (=644) в первой половине VII века. Их глубокое сходство призвано обозначить начало и завершение спасительного прохождения Бога через наш мир, которое завершается торжеством Креста и Воскресения.

Время для живых

Почему же народное сознание усмотрело какое-то особое свойство царских часов для сугубого поминовения покойников? Может быть, потому, что именно во время чтения часов происходит проскомидия (от греч. «приносить») — первая часть литургии, когда готовятся хлеб и вино для совершения таинства Евхаристии и священник вынимает частицы из просфоры, поминая живых и усопших. И это очень важный момент в богослужении на каждой литургии, если это не литургия Преждеосвященных Даров, где нет проскомидии как таковой.

Для проскомидии, кстати, используются пять служебных просфор и неограниченное число простых, из которых вынимаются частицы в поминовение живых и усопших. В некоторых храмах сохранилась традиция: простые просфоры верующие подают вместе со списками имен тех, о ком они желают помолиться во время литургии. В обычной же практике просфоры уже находятся в алтаре, и прихожане просто подают записки с именами через «ящик».

Великим постом, подчеркнем, богослужебное время для заупокойных служб сокращается и как бы отдается нам, живущим, для покаяния. Будем же благоразумны и не расточим бесплодно этот драгоценный дар времени.

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.