Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Пастырь добрый > От людей на деревне не спрятаться
«Ведомости Нижегородской митрополии» 14 (146) 13:22, 19 июля 2018

От людей на деревне не спрятаться

В начале нового века, в 2001 году, приехал в село Бриляково Городецкого района батюшка. Молодой, всего 30 лет ему тогда было. Приняли ласково, давно священника дожидались. Однако приглядывались: что за человек, не горделив, не сребролюбив ли… Оказался отец Александр человеком «подходящим», пошли за ним жители. Вместе, всем миром и Казанскую церковь восстановили.

Тетушки

Деревня Починок, Соломатский сельсовет, Чкаловский район — здесь будущий протоиерей Александр Страхов провел почти все детские годы. Починок — родина мамы, а отец из-под Выксы, село Тамболес. Оба они однажды приехали в Заволжье, где строился моторный завод, там поженились и родили сына.

— Жили сначала на съемной квартире. Шкаф хозяйкин, стол, кровать и чемодан. В чемодане я спал, — улыбается батюшка.

Крестили его тайно, в Соломатах. Самые яркие воспоминания детства связаны именно со здешними местами, с Починком. Тут жили его тетушки, сестры деда. К ним-то и приезжал Саша каждые каникулы.

— Уклад был у них такой… особый, — отец Александр задумывается. — Пост так уж пост, обедать — обязательно молитва. Телевизора никакого не было. В каждой избе — иконостас (вы же знаете, в деревне каждую комнату избой зовут): иконы старинные, свечи, лампадки… Одна моя тетушка, Пелагея, замуж не выходила. Строго соблюдала посты, хотя очень болела, желудком маялась, — крестник у нее, помню, был коммунист, он ее все время за это ругал. На службы в праздники она ходила в Катунки, а это больше 20 километров. Другая тетушка, моя крестная Елизавета, была вдовица. Недолго побыла замужем до войны, потом мужа забрали, он так и не вернулся. Третья сестра — Анна, старшая. Все три с разными судьбами, но очень крепкие в вере. И вот этот мир духовный передавался мне.

После армии Александр работал на том же моторном заводе, учился заочно в горьковском политехе. Жил совершенно мирской жизнью, но однажды Господь привел в храм. И так на сердце положил, что все старое отошло на задний план. Впереди была путеводная звезда — вера.

На приход

— Я ездил в храм Михаила Архангела в Городце, — вспоминает батюшка. — Однажды попросили почитать на клиросе. А потом Господь призвал на священство. Я к тому времени уже не мог без церковной службы. Если воскресный день — надо лететь в храм. Вернее, туда идешь, а обратно как на крыльях летишь, такая благодать. Покойный владыка Николай (Кутепов) меня благословил, а владыка Иерофей (Соболев) в 1996‑м в Арзамасе рукоположил во диакона.

Четыре года отец Александр прослужил в Покровской церкви Городца. Потом принял сан священника.

— Когда ехал из Дивеева с сорокоуста, все думал, куда меня пошлют. Надеялся, вдруг в Покровской церкви оставят. Приехал, мне говорят: «Давно место определено, ждут». И вправду, бриляковские сразу разыскали: «Ищем, звоним, а тебя все нет». Мне тогда благочинный, отец Федор Скворцов, сказал: «Надо тебе там жить. Иначе никакого прихода не получится».

С горячим желанием возродить Казанский храм приехал отец Александр в Бриляково. Взглянул — руины, как Брестская крепость, даже плакать захотелось.

— Служили сначала в молельном доме, — рассказывает священник. — А потом вот как получилось: написали мы с городецкими журналистами об этом статью. Она вышла в Страстную субботу. И сразу же приехали пожарные, молельный дом закрыли и опечатали. Волей-неволей пришлось срочно восстанавливать храм. Всю весну, лето и еще осенью строились. Воскресники, субботники устраивали. Народ шел охотно — будто свой дом возводить, очень многие помогали. А средства? Это чудо Божие. Просили у многих, но крупных спонсоров так и не было. Ходили, по людям собирали, и вот малыми трудами и малыми лептами подняли храм. Летом службы шли прямо на улице, а на зимнюю Казанскую перешли в церковь.

— Такие люди у нас, вере преданные, — продолжает настоятель. — Была прихожанка, сейчас уже покойная, Анастасия Андреевна Хренова, про которую шутили: «Это апостол Брилякова». Для нее самое главное был храм. Муж ее, Александр Андреевич, дядя Саня, тоже много поработал. Он и штукатур, и плотник. Безотказный, добрый очень, а с виду неприступный был, строгий.

Когда батюшка приехал в Бриляково, трое детишек у него было. Сейчас — шестеро. Матушка Татьяна для мужа — крепкий тыл. Мягкая и нежная, она умеет утешить и водворить мир в семье. И домашним, и всякому ближнему знакома ее доброта.

— В деревне все на виду, — объясняет отец Александр. — От людей не спрячешься. Вот уж сколько лет, слава Богу, на одном приходе служим, село родным стало. С годами, конечно, мы меняемся. Больше видишь своих грехов, смиряешься. Спрашиваете, что посоветовал бы молодым священникам? Всегда прислушиваться к старшим, просить их благословения и молитв. Ведь бывает у молодых и ревность не по разуму, а наставник что-то посоветует, от чего-то предохранит. Правильное горение Господь постоянно поддерживает, но прежняя ревность переходит в другую фазу, более вдумчивую, спокойную. Еще Пушкин говорил: «Опыт — сын ошибок трудных».

Светлые люди

Как настоящий деревенский житель, отец Александр обзавелся хозяйством. Огород у него, козы. Впрочем, появились сейчас на селе хозяева, которые только цветы в палисаднике выращивают, но у них на то, видно, свои причины. В Брилякове же основная масса народа держится традиций.

— С одной стороны, здесь сложнее жить, а с другой — проще, теплее, — утверждает батюшка. — В городе иной раз соседи на одной площадке в подъезде друг друга не знают.

Бриляково — большой населенный пункт. Есть школа, и детский садик не пустует. Вот с работой сложнее. Сельхозпредприятия, которое в былые годы обеспечивало занятость населения, в Брилякове уже нет. Электромеханические мастерские еще держатся на плаву, но там штат невелик. Кто-то из мужиков плотничает. Легче найти работу женщине — в местном ПНИ (психоневрологическом интернате) или соцработником.

— В нашем селе такие самородки живут! — восхищается отец Александр. — И руки золотые, и песенники, но главное — душевные качества. Искренние, светлые люди, всегда готовы помочь, в беде не оставляют. Глядя на них, и сам меняешься. Деревня за века столько доброго дала России. Жаль, что интернет в эту чистую среду внедряется. Конечно, в самом интернете ничего нет плохого, это же просто инструмент. Другое дело, что часто его используют недобрые руки. Вот душа и болит за деревню, за детей.

Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.