Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Отчасти целое или часть целого?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 2 (200) 19:06, 28 января 2021

Отчасти целое или часть целого?

Как влиться в приходскую жизнь

Те, кто хотя бы немного знаком с буднями храма, знает, что общение верующих не ограничивается соборной молитвой во время литургии. Совместные хлопоты о церкви, праздники, паломничества, взаимопомощь, дела милосердия — всем этим занимается православная община. И, как во всяком объединении, порой между прихожанами бывают недопонимание, обиды и другие искушения. Каким же должен быть прихожанин и как избежать недоразумений? На эти и другие вопросы читателей отвечает настоятель Рождественского храма села Катунки протоиерей Владимир Гофман.

Мы с мужем на пенсии, переехали на постоянное жительство в деревню. Там есть разрушенный храм. Поговорила с соседями — среди них тоже есть те, кому не безразлична судьба церкви. Посоветуйте, с чего начать ее восстановление? Главное: как убеждать остальных, что это нужно?

— Дело, конечно, доброе. Но и доброе дело следует начинать с размышления. Для начала нужно оценить необходимость храма в вашем селе. Может быть, его невозможно будет содержать. По силам ли это будущей общине? Поэтому перед тем как убеждать людей, стоит обратиться в местное благочиние и посоветоваться со священством. Убеждаем мы всегда только примером. Если сложится инициативная группа, начнет что-то делать и результаты будут видны, поверьте, многие, у кого сердце еще слева, откликнутся. «Колокол по мне гудит, гудит во мне…» — есть такая песня. Если мы слышим звук этого колокола, то отзываемся на призыв к Божиему делу. А равнодушные не придут, как бы вы их ни убеждали.

Вот что говорится в Откровении святого Иоанна Богослова: «… знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг…» (Откр 3:15–18). Все ли понимают, о чем идет речь? Так что начинайте с создания инициативной группы и не будьте теплохладны. Господь помогает тем, кто что-то делает.

Постепенно воцерковляюсь. Хотелось бы участвовать в жизни прихода. Но чем я могу быть полезной? Могла бы, например, помыть полы, но в нашей церкви есть уборщица. Всю жизнь занимаюсь декоративно-прикладным творчеством и могла бы вести занятия для детей в воскресной школе, но духовного образования у меня нет…

— В этом вопросе есть какое-то лукавство. Хотите помочь храму, участвовать в жизни прихода, так обратитесь к настоятелю, к старосте, к завхозу. Дело всем найдется — и полы помыть, и подсвечники почистить. А для того чтобы заниматься с детьми декоративно-прикладным творчеством, никакого духовного образования не нужно. Только ваше желание и доброе сердце.

У нас дружный, давно сложившийся приход. Поменяли настоятеля. Мы все переживали, но понимаем, что на все воля Божия. Проблема в следующем: за нашим новым батюшкой пришли его духовные дети. Держатся они особняком. Уже были конфликты по поводу приходских дел, пока незначительные. Как избежать раскола?

— Проблема такая, к сожалению, существует, и она не редкость в храмах, куда приходит новый настоятель. Сколько бы ни говорили о том, что в церковь человек идет не к священнику, а к Богу, все равно люди привязываются к батюшке, и это можно понять. Тут многое зависит и от прихожан, и от священников: того, кого перевели в другой приход, и того, кто пришел на его место. Обычно совместными усилиями конфликт со временем преодолевается. При одном условии, разумеется: все стороны должны иметь желание жить в мире. Иначе какой же это приход, какая община? «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся», — говорил преподобный Серафим Саровский. А что значит «дух мирен»? А значит это любовь к людям. Ее нам всем сейчас очень не хватает.

Хотим создать книжный клуб для наших прихожан, когда все приходят и по очереди читают книгу. Какие произведения православной литературы вы бы посоветовали для общего чтения?

— Духовной литературы в наши дни более чем достаточно. Чего только мы ни читаем! И поучения старцев, и «Добротолюбие», и «Жития святых»… И все это, безусловно, хорошо и нужно. Но… Спросите у наших книголюбов, когда они читали Евангелие. И читали ли вообще? А если читали, то понимают ли Его слова, живут ли по евангельским заповедям? С четырьмя Евангелиями многие все же знакомы. А Деяния апостолов, а послания апостольские, в которых содержится вся идеология христианства, практическое применение учения Христа в нашей жизни? Спросите после литургии у прихожан, о чем сегодня читалось на службе — какое Евангелие, какое послание апостолов? Что они поняли и приняли в сердце? Так что, если уж вы решили создать книжный клуб и получили на это благословение, то начинать надо с Евангелия и толкования текста, чтобы не заблудиться на пути, что, к несчастью, нередко случается. Не помешает прочесть с объяснением и некоторые книги Ветхого Завета — Бытие, книгу Иова, Экклесиаст и другие. Только на прочной основе можно строить дом. Так и в духовной жизни.

У одной из наших прихожанок «проблемный» сын. Он давно совершеннолетний, но из тех, кто не учится, не работает, сидит за компьютером. Выпивает. Периодически подворовывал у матери, которая воспитывала его одна. Она верующая, привела его к нам, с тем чтобы он участвовал в приходских делах, в надежде, что он исправится. Батюшка благословил. Женщина хорошая, всем хотелось ей помочь. Поначалу все было хорошо: ему поручали какие-то дела — он выполнял, познакомился кое с кем из нашей молодежи. Затем сорвался. Украл у нас деньги. По-христиански надо бы его простить и дать еще шанс. Но стоит ли? По-моему, ему нужно к психологу.

— Обращение к психологу или другому врачу никак не препятствует вашим взаимоотношениям с этим молодым человеком. Решать, конечно, вам. Но не помешает перечитать и вдуматься в слова Священного Писания: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь…» (Мф 18:15–17). И еще: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Лк 17:3–4). Вот так. От вас нужно милосердие, от него — раскаяние.

Совещались на приходе, какое мероприятие провести для детей. Предложили устроить благотворительную ярмарку, когда все что-то приносят из дома, а дети будут в роли продавцов. Все средства пойдут нуждающимся. Вроде, многие сейчас проводят подобные праздники, но чему научатся дети? Торговать при храме? К тому же, большинство из того, что они будут продавать, сделано не ими, а родителями. Как правильно вовлекать детей в дела милосердия?

— Мне кажется, форма приобщения детей к делам милосердия выбрана неправильно. Лучше бы какую-то концертную программу в честь праздника подготовить и показывать ее не папам-мамам на своем же приходе (они все это сто раз видели), а пойти к больным, в детский онкологический центр, например. Конечно, заранее договориться, получить разрешение медиков и благословение священника. И подготовиться придется на высоком уровне. Думаю, это было бы и детям интереснее, и пользы больше. Безусловно, существуют и другие формы оказания христианского милосердия. Ищите и обрящете. А по легкому пути шагать всегда проще, да толку меньше.

Долго ждали престольный праздник нашего храма. Готовили концерт, трапезу, убирали храм. На празднике одна из наших прихожанок начала указывать, что не так и как нужно все делать. В подготовке она не участвовала, говорила, что не может выкроить время. Как настроить себя, чтобы сдержаться и не затевать с такими склоку? Какие молитвы читать?

— Читайте любые молитвы, которые придут на память. Разницы нет. Главное, не затевать ссору, а значит, к затевающему ее отнестись со снисхождением. Это лукавый дух его искушает. Не отвечайте по принципу «сам такой», ни к чему хорошему это не приведет. Пожалейте немощного и не уподобляйтесь ему. Это не просто. Но мы же христиане. Апостол Павел говорит: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал» (Рим 15:1–3). Угождать не из человекоугодия, а к назиданию непросто.

Чем прихожанин отличается от того, кто регулярно посещает храм? Есть ли у прихожанина какие-то обязанности?

— Дело не в обязанностях, а в расположении сердца. Истинным прихожанином становится тот, для кого храм, как дом Божий, становится и его домом, а населяющие этот дом люди — семьей, кто неравнодушно относится ко всему, что происходит на приходе, кто с любовью встречает своих братьев и сестер во Христе. Можно регулярно посещать богослужения, но не испытывать таких чувств. Но если человек спросит себя, зачем я хожу в церковь, кто эти люди, стоящие рядом со мной, если он увидит раскрытые объятия Христа на Кресте, то сердце непременно отзовется на призыв Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко…» (Мф 11:28–30). А обязанности всегда подсказывает наша совесть.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.