Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Павел Платонов: «Не умолкну ради Сиона»
20:33, 28 июня 2010

Павел Платонов: «Не умолкну ради Сиона»

15 июня в Вознесенском Печерском монастыре состоялся круглый стол на тему «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь. Россия на Святой земле в прошлом и будущем». Инициаторами его проведения выступили представители Иерусалимского и Нижегородского отделений Императорского православного палестинского общества, а также член общества, наместник Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин). После круглого стола мы побеседовали с председателем Иерусалимского отделения ИППО Павлом Платоновым о деятельности общества в России и на Святой земле.

— Павел Викторович, с какой целью вы приехали в Нижний Новгород?

— Я прилетел из Иерусалима в Россию, чтобы принять участие в первой конференции ИППО, председателем комитета почетных членов которого является Святейший Патриарх Кирилл, а председателем самого общества — председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин. На конференции мы подвели итоги нашей работы с 2008 по 2010 годы. Был принят ряд важных, ключевых решений по различным вопросам деятельности общества, которой оно традиционно занимается на Ближнем Востоке и в Иерусалиме.

Мы дружим с двумя известными людьми: профессором Олегом Колобовым, деканом факультета международных отношений ННГУ, и профессором Александром Корниловым, завкафедрой этого факультета. Уже провели в формате международных круглых столов три мероприятия в Иерусалиме, и сегодня по приглашению нижегородцев я прибыл сюда, чтобы участвовать в международном круглом столе. Цель подобных бесед — привлечь внимание к деятельности ИППО, которое по сути является национальным культурным и духовным достоянием всей России. Сейчас, к нашей радости, общество сблизилось с властью, ведь до революции его возглавляло все руководство страны, правительство, августейшая семья. Председателем был генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович, после его трагической гибели общество возглавила будущая новомученица российская великая княгиня Елисавета Феодоровна. Важно вспоминать деятелей прошлого, которые многое сделали для работы общества, и говорить о том, что делается сейчас. Думаю, таким образом мы ускорим возвращение общества в формат естественного гуманитарного присутствия России в Иерусалиме и на Святой земле.

— Какие задачи изначально ставились перед обществом?

— ИППО, созданное в 1882 году, поставило перед собой четыре основные задачи. Первая — поддержка русского православного паломничества на Святую землю. Для этого были созданы 52 отдела, которые возглавляли епархиальные архиереи, являвшиеся почетными членами ИППО. Им помогали губернаторы, помощники губернаторов либо главы городов, и такое взаимодействие духовной и светской власти приносило ощутимые результаты. Фонд общества на 75 процентов субсидировался благотворителями, и это, в частности, позволяло простым русским людям побывать у святынь Палестины. Мало того, в центре Иерусалима была создана уникальная инфраструктура с подворьями, храмами, паломническими центрами. Люди, которые принимали участие в деятельности общества, были патриотами России.

Второе направление деятельности общества — просветительская работа, в том числе среди православного населения Святой земли, в основном арабского. Для православных арабов ИППО построило на Ближнем Востоке более ста школ, две семинарии, две больницы, четыре амбулатории, то есть кроме просветительской велась еще и врачебная деятельность.

Общество не мыслило свое существование без научной работы, появилось целое созвездие великих ученых: секретарь министерства финансов Василий Хитрово, который за свой счет издал в 1881 году первый «Православный палестинский сборник», профессор Киевской духовной академии Алексей Дмитриевский, археолог Леонид Беляев, крупнейший русский византинист и археолог Никодим Кондаков, занимавшийся раскопками Иерихона, многие другие. Из современных ученых с ИППО сотрудничают директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, одна из учениц школы ИППО создала советскую школу арабистики, ее учеником был Евгений Примаков.

Общество занималось также переводами материалов серьезных археологических исследований, которые велись на тот момент Британским фондом исследования Палестины и Немецким палестинским фондом. ИППО вело издательскую деятельность, проводило Палестинские чтения для простых русских людей во многих епархиях Русской Православной Церкви. На 3–4 лекции в неделю приходило по 400–600 слушателей.

— В ХХ веке ситуация кардинально изменилась.

— ИППО понесло страшные потери, когда большевики уничтожили весь прежний уклад российского общества. Все имущество общества Никита Хрущев продал буквально за копейки израильским властям в 1964 году — это была знаменитая «апельсиновая сделка». Слава Богу, нашлись потом в России люди, которые решили наконец возвращать по крупицам имущество прежней Российской империи, то величие, что мы потеряли. Думаю, это осуществляется молитвами подвижников ИППО, среди которых немало прославленных святых Русской Православной Церкви. Почетными членами общества были, в частности, святой праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Владимир, митрополит Киевский и другие. В ближайшее время мы с нижегородскими коллегами будем составлять список тех архиереев — членов ИППО, которые стали новомучениками российскими. Нужно будет ввести его в научный оборот.

— Как сегодня живется православному христианину на Святой земле, в государстве Израиль?

— На Святой земле достаточно сложная ситуация. Один из членов совета нашего общества Олег Озеров, нынешний посол Российской Федерации в Саудовской Аравии, недавно впервые поднял вопрос о том, что мы стоим на пороге некоего цивилизационного конфликта. На Ближнем Востоке происходит давление на христианское население. Этнические арабы в тех местах веками исповедовали православие. Греческая Иерусалимская православная патриархия вела и ведет просветительскую работу среди арабов, но она находится в сложных условиях выживания в государстве Израиль, которое является по сути этноцентрическим и преследует свои национальные и геополитические интересы. Другое дело, что арабы, которые учатся в христианских школах, поддерживаемых частными фондами, уезжают в США, Канаду, Австралию, получив хорошее образование и устав от арабоизраильского конфликта, от бесконечного противостояния, которое накручивается политиками. На бытовом и социальном уровне это противостояние гораздо слабее. Ненависть приходит извне, ее используют большие политики, а простые люди являются заложниками этой страшной ситуации. В итоге христианское население таких святых для истории вселенского православия городов, как Назарет, Вифлеем, уменьшается. Я был на встрече с мэром Вифлеема, который сокрушался, что арабская православная община города в последнее время потеряла 3000 человек — они уехали. И это активная, интеллигентная молодежь, с высшим образованием, профессионалы. Так что библейская молитва «Просите мира на Святой земле», слова которой послужили девизом, в частности, для Фонда Андрея Первозванного, необходима всем.

— Какова ситуация с евреями, которые приезжают в Израиль как репатрианты?

— Хотя они становятся гражданами Израиля, жить им приходится в чужеродном мире. На первый взгляд может показаться, что это государство демократично по своему устройству, но чувствуют они себя чужими среди своих. Активная миссионерская деятельность не ведется там, в частности, по установившимся много лет назад политическим договоренностям. Они, конечно, могут прийти в православный храм помолиться, но процесс самоидентификации происходит очень сложно. Еврей и христианин — в Израиле понятия скорее параллельные. И живется таким людям в Израиле сложно. Например, у православных евреев нет даже обычной воскресной школы, по причинам политическим. Государство Израиль считает, что нельзя среди еврейских детей заниматься христианской миссией. Парадоксально, что при этом Иерусалим — город миссионеров, куда прибывают миссионеры любого толка, чтобы хоть как-то заниматься апологетикой своих идей. Поэтому в условиях такого межконфессионального дисбаланса, да еще на такой маленькой территории, проблемы исповедования Христа гражданами государства Израиль решаются непросто. И мне кажется, что одной из задач ИППО уже в XXI веке будет миротворчески-гуманитарная миссия — снять межконфессиональное напряжение, этнический дисбаланс. Но для этого оно и создавалось более ста лет назад. Не случайно в него входили как представители Церкви, так и российские дипломаты, представители широкой общественности страны. И по большому счету это была уже народная дипломатия, когда через общественную организацию можно было больше сказать миру, чем через какие-то официальные структуры. ИППО создало уникальный русский остров в центре Иерусалима, который часто называют домом для души православного русского человека, который прибывал в Иерусалим и чувствовал себя как дома в русских постройках. Мы и сейчас должны заявить, что вернулись в Иерусалим не разрушать, а созидать, создавать мосты для диалога, сглаживать конфликты.

— Как вы сами оказались в Иерусалиме?

— В 1997 году я приехал туда на постоянное место жительства, поскольку там жили родственники моей супруги. Я начал учиться в Иерусалимскую академию музыки и танца на факультете у известного джазового музыканта Вячеслава Ганелина. Затем я познакомился с очень интересным человеком в Санкт-Петербурге — протоиереем Василием Ермаковым, который служил в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Он был другом детства Святейшего Патриарха Алексия II и игумении Георгии, настоятельницы Горненского женского русского монастыря в Иерусалиме. Отец Василий открыл для меня заново Россию. Он много говорил о том, что Россия не такая, как ее рисует мир Запада, она яркая, интересная, самобытная, она в красках. И я увидел эту Россию в красках и с тех пор заболел любовью к ней. Это были примерно 2000–2001 годы. И мне захотелось хоть чем-то, хоть лептой вдовицы, помочь России, потому что я почувствовал, что это, может быть, и есть тот земной Иерусалим, который я искал всю жизнь. Отец Василий всегда направлял меня на понимание души этой великой страны, он говорил так: «Чтобы ты понял, что произошло с Россией, ты должен изучать путь новомучеников и исповедников Российской Церкви ХХ века. Тогда ты найдешь ключ к разгадке ее истории». Когда я увидел в Иерусалиме бывшие российские подворья, которые оказались тюрьмой, мне стало грустно: где же та великая Россия, которую мы читаем по книгам? Мне захотелось сделать хоть что-то для возвращения ее величия. И с 2005 года я стал заниматься содействием возвращению российской собственности на Святой земле. Мы учредили Иерусалимское отделение ИППО, я познакомился с членами его совета, которые приезжали в Иерусалим из Москвы, чтобы провести международную научно-общественную конференцию «Иерусалим в русской духовной традиции». И мы вместе провели ее в очень интересном формате в Еврейском университете. Это было первое серьезное событие международного формата в послереволюционный период на Святой земле, на которое собрались ученые из многих российских вузов, а также израильские и арабские ученые. Все выступления сопровождал синхронный перевод на английский и иврит. Мы говорили об Иерусалиме в русской духовной традиции. Это было феноменальное и уникальное событие. С того времени началось мое выдвижение в ИППО, и сегодня я являюсь членом его совета и уполномоченным представителем его председателя Сергея Степашина. И, в частности, занимаюсь восстановлением и реставрацией Сергиевского подворья ИППО в центре Иерусалима, которое, я надеюсь, будет в скором времени полностью отреставрировано. И тогда там смогут останавливаться во время паломничества наши русские люди. Вообще работы очень много. Но я считаю себя очень счастливым человеком: судьба так распорядилась моей жизнью, что я смог чем-то помочь России, являясь гражданином Израиля.

— И все-таки как относятся евреи в Израиле к православию?

— Отношение разное. Если человек не очень фанатично настроен, отношение без негатива, часто с любопытством. Есть настроения антагонистические, очень антихристианское. Поэтому наша задача, людей, которые владеют ивритом, смягчать возможные противоречия. Я читаю на иврите лекции, провожу экскурсии, и ко мне нередко приходят студенты из Иерусалимского университета, известных колледжей, и я на иврите пытаюсь им рассказать, что же такое русское духовное, культурное, политическое присутствие на Святой земле. Чтобы, в том числе, снять клише и развеять мифы, порожденные в ХХ веке, которые сформировали негативный образ христианства и, в частности, православия. Им очень интересно это знать, и я считаю это очень важным. Это элемент такой тонкой народной дипломатии. Не надо активно миссионерствовать среди евреев, достаточно просто рассказать о русской культуре. И, поверьте мне, они будут восхищены.

Беседовала Светлана Высоцкая.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.