Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Без рубрики > Печем жаворонков в пост
«Моя надежда» Моя надежда №2 (2025) 09:44, 19 марта 2025

Печем жаворонков в пост

Как древняя традиция сплелась с прославлением 40 мучеников

Великий пост — время, когда человек в первую очередь думает о душе. Как поступать так, чтобы никого не обидеть и сохранять внутреннее спокойствие? Как пройти этот отрезок жизненного пути с пользой для себя? Чем наполнить долгое ожидание Пасхи? В день поминовения 40 мучеников Севастийских, 22 марта, у православных христиан сложилась традиция печь жаворонков, которые олицетворяют бессмертную душу человека. Симпатичное постное угощение нужно раздать всем ближним и дальним.

Душа, как птица, в Небо стремится

Далекая история мужественных воинов-христиан, пострадавших в далекой Севастии (современная Турция, называвшаяся в IV веке Малой Арменией), особенно полюбилась русскому народу, ведь Церковь вспоминала ее как раз в те дни, когда принято было у крестьян-христиан встречать весну. Жаворонок — один из первых ее вестников, и традиционная ритуальная выпечка в форме птички укрепилась в народном сознании в связи с памятью о христианских подвижниках: 40 птичек — 40 мучеников. Церковь в день их памяти облегчает строгость Великого поста и совершает литургию Преждеосвященных Даров. «Сорок сороков» — так еще называют этот день.

Эту историю, много раз пересказанную пастырями с церковных амвонов, народ любил повторять на все лады из уст в уста, проникаясь удивительным событием массового мученичества, добавляя свои комментарии… Вот эта история.

Исповедовать открыто веру во Христа стало возможно в 313 году, благодаря указу императора Константина Великого, когда был принят Миланский эдикт о веротерпимости. Люди получили право без всяких опасений, без угрозы жизни говорить о Боге. Однако соправитель императора Лициний оставался верен язычеству. Он подписал эдикт, но продолжал поклоняться идолам и продумывал план, как сместить Константина с престола. Лицинию хотелось править Римом и стать полноправным императором.

В городе Севастии, находившимся под властью Лициния, располагалось целое римское войско, прославленное победами. Это был XII так называемый Молниеносный легион (лат. Legio XII Fulminata), состоявший из уроженцев Каппадокии. История тщательно сохранила их имена: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон.

Военачальнику-язычнику Агриколаю тоже не нравились религиозные убеждения своих солдат, и он захотел воинским авторитетом склонить их к принесению жертвоприношения. Воины отказались — Агриколай заключил их в тюрьму. Будущие святые не роптали, продолжали сохранять верность Христу и молиться. Однажды в темнице они услышали Божий глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

Наутро воинов привели к Агриколаю, который уже ожидал раскаяния и отречения от Иисуса Христа. Услышав новый отказ, он сменил тактику. Он льстил воинам, восхвалял их храбрость и молодость. Спустя время прибыл сановник Лисий, которому поручили вести допрос строптивцев. Их хотели забросать булыжниками, но не получилось: камни не долетали. Тогда Агриколай приказал заковать воинов и отвести к озеру, скованному льдом. В сильный мороз им приказали раздеться и зайти в озеро. Это было тяжелое испытание. Особенно учитывая то, что рядом для соблазна поставили и затопили баню. Правитель надеялся, что воины не выдержат искушения. И действительно, утром один из них, Мелетий, поспешил к бане, но так и не успел согреться — упал замертво. Тут страж воинов по имени Аглаий увидел, что над головами мучеников засиял неземной свет. Прозрение сошло в его душу — всем сердцем он захотел быть с теми, кого призывает к Себе Христос. Аглаий сбросил с себя одежду и вошел в озеро, восполнив число.

Холод так и не причинил смерти мученикам. Истязатели были удивлены тем, что воины остаются живыми и невредимыми. Они вывели мучеников из воды и перебили им голени, тела сожгли, а останки бросили в воду.

Останки светились в воде ярким светом. Спустя три дня мученики явились во сне епископу города Севастии Петру. Вместе с несколькими клириками он собрал святые мощи со дна озера и с честью похоронил.

Весна души — Великий пост

В день весеннего равноденствия, 22 марта, на Руси издревле пеклись простые на вкус, но сложные по форме булочки в виде птиц — жаворОнки. Пекли их еще в языческие времена. С птицами были связаны обряды по кликанию (призыву) весны. Хозяйки  клали румяные булочки на окно либо прятали их в доме или на улице. Утром дети просыпались и первым делом отправлялись на поиски лакомства, с которым можно было поиграть, а потом съесть. Другие ребята цепляли жаворонков на длинные палки или прутики, бежали на высокие пригорки, выкрикивая заклички: «Жаворонки прилетите, студену зиму унесите»… Целая фольклорная традиция.

Под влиянием церковного просвещения языческие обряды постепенно уступили место красивым и благочестивым традициям. Теперь уже никто весну не кликал — сама в каждый дом пожаловала — вспоминали святых и угождали ближним, потчуя старого и малого.

В каждой деревне имелись свои рецепты по изготовлению постных булочек. Где-то птиц лепили, загибая крылышки вверх, чтобы получилось своеобразное гнездо с птенцами. В других областях у жаворонка формировали «грибишучик» — хохолок, который символизировал нимб. В Нижнем Поволжье мастерицы пекли летящих птиц с хвостиками, клювами и распростертыми крыльями. Глаза делались из съедобных материалов: изюма или гороха. В Костроме одну часть теста разминали и разрезали ножом, чтобы получился хвост. Вторую загибали, придавая спереди форму клюва, а по бокам — крыльев. Встречались крестики-жаворонки, о которых упоминалось в песнях-закличках:

Крестички-жавороночики,

Половина-то говинья (поста) переломится,

Овсяная краюшка-то растворится,

Чевели-чевели на проталинку,

Сегодня крестики пекут,

Маслом мажут

Да нам кажут.

На Псковщине отличалась рецептура теста: оно было не только дрожжевое, но и песочное. Если хозяйка замешивала тесто с дрожжами, то изготовление жаворонка было трудоемким. Для начала делали жгутики, которые накладывали друг на друга по кругу и в высоту. В Орловской и Брянской губерниях в печеных жаворонках прятали небольшие предметы — на счастье. Найдет кто монетку — улыбнется: богатым буду!

В Пермском крае жаворонков пекли из «соченя» — это пласт любого теста, например, лепешки. Сочень раскатывали, вытягивали из него голову и вырезали крылья. Вместо глаз вставляли конопляные семечки. В Республике Марий Эл сочень замешивали из пшеничной муки. В Тверской области птички-булочки изготавливали из овсяной или ржаной муки. На Алтае тесто для жаворонков было пресным или кислым, а для глаз использовали сушеные ягоды черемухи или просто делали углубления с помощью спички.

Текст: Анна Боровикова

Готовим по правилам
Рецепт просфорной Свято-Симеоновского кафедрального собора

Для приготовления жаворонков из дрожжевого теста нам понадобится:

2 кг муки

50 г дрожжей

250 г растительного масла

1 стакан сахара

0,5 литра воды

щепотка соли

Замесим тесто. Для этого растопим в теплой воде 2 столовые ложки сахара и 50 г дрожжей. Муку просеиваем и вливаем в нее растворенные дрожжи. Добавляем сахар и соль. Все перемешиваем и вливаем растительное масло. Тесто вымешиваем примерно 10 минут. Как только оно перестанет прилипать к рукам и станет эластичным, скатываем из него ровный шар. Кладем тесто в кастрюлю и накрываем сверху полотенцем. Оставляем на 1,5 часа.

Как слепить жаворонков

Готовое тесто мнем несколько минут, а после разрезаем на небольшие кусочки, которые раскатываем в жгуты. Жгут завязываем узлом, придаем форму голове.

В качестве глаз используем изюминки. Слегка приминаем пальцами хвостик, делаем ножом надрезы-перышки. Смазываем поверхность настоем крепкого чая с сахаром и отправляем в разогретую до 180 градусов духовку на 20 минут.