Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Храм с историей > По пути подвижников Господних
«Ведомости Нижегородской митрополии» 13 (121) 13:42, 13 июля 2017

По пути подвижников Господних

Как и 660 лет тому назад, раскинулась между монастырем и рекой Окой зеленая котловинка с животворными источниками. Возле одного из них в 1357 году останавливался на отдых по пути в Орду митрополит Московский Алексий. В память об этом в 1725 году здесь возвели каменную часовню, которую советские власти постановили снести — «за ветхостью». Сегодня возле ключа вновь стоит небольшая деревянная часовенка, увенчанная золотым куполом, а на источнике служатся молебны с чтением акафиста святителю Алексию. А в стенах древней обители, ровесницы Нижнего Новгорода, идет несуетная, но напряженная и разнообразная жизнь, неприметная постороннему взору.

Храмы и святыни

Первым паломника встречает храм в честь святителя Алексия. Радует взор благородная красота внешнего убранства, белоснежных колонн в стиле классицизма, сияющего золотом большого купола в окружении четырех малых. Внутри установлен редкий для наших церквей фарфоровый иконостас, восстановлены богатые росписи стен. По обе стороны от дверей храма и над ними — изображены сюжеты из жития святителя Алексия. Здесь можно поклониться образу святого с частицей его нетленных мощей.

Какие только учреждения ни располагались на территории обители! В 1948 году в Алексеевском храме устроили планетарий, а в конце 1980‑х в бывшем больничном, а ныне настоятельском корпусе работал «клуб одиноких сердец», где под предлогом завязывания знакомств организаторы продвигали только входившие в моду психологические игры и тренинги.

В центре обители сверкает золотым кружевом крестов белоснежный величественный храм со слегка наклоненными в сторону центрального купола маковками шлемовидных малых куполов и причудливыми каменными наличниками небольших окон. Это самая старая каменная постройка монастыря, дошедшая до наших дней, — Благовещенский собор. Артель монастырских каменщиков под руководством Вельямина Черсткина заново отстроила его в 1648–1649 годах. Основное помещение храма отличается суровой простотой. Лики Спасителя, Приснодевы и святых угодников проступают с икон по беленым стенам в неярком свете лампад. Среди них одна, ставшая для меня особенно чтимой.

Образ Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» пришел по реке Оке в 1993 году ранней весной. Разве не было чудом, что остановился он прямо напротив обители, что люди заметили его среди обломков льдин и что держался он на поверхности вопреки физическим законам, хотя больших размеров образ был написан на металлической основе? Что икона прекрасно сохранилась в воде, и лишь на месте обуви Пречистой Девы образовался бесформенный наплыв краски? Иеромонах Кирилл (Покровский), бывший в то время настоятелем монастыря, ныне митрополит Ставропольский и Невинномысский, крестным ходом организовал перенесение в обитель богоданного образа, как живого символа возрождения святого места.

Заняв достойное место среди святынь храма, Благодатная тут же явила первое свое чудо. У одной прихожанки маленькая дочь упала с седьмого этажа и лежала в больнице с тяжелыми травмами. Женщина стала усердно молиться, читала акафист чудом обретенному образу. Очень скоро девочку выписали из больницы совершенно здоровой. С тех пор верующие молятся Пресвятой Богородице перед иконой «Благодатное Небо» в самых трудных жизненных обстоятельствах. А о том, как помогает Она путешествующим воздушным транспортом, знаю по себе и своим близким.

К Благовещенскому собору примыкает небольшой одноглавый храм Сергия Радонежского, первоначально освященный в честь святителя Алексия. Он был выстроен в 1690 году и восстановлен совсем недавно. Помещение богато расписано. Среди икон выделяется ростовой образ преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей, созданный по благословению Святейшего Патриарха Кирилла специально для этого храма. По преданию, великий радетель земли Русской посетил монастырь   1365 году по благословению митрополита Киевского и всея Руси Алексия, чтобы примирить нижегородских князей Бориса и Димитрия Константиновичей и по праву вернуть престол князю Димитрию. Преодолев пешком нелегкий путь по глухим лесам, он достиг Нижнего Новгорода и, успешно выполнив свою миссию, вернулся в Москву водным путем.

Наконец церковь Успения Пресвятой Богородицы (1652) радует взгляд двумя стройными каменными шатрами. На паперти бывшей Андреевской церкви находится вход на звонницу, откуда во время служб доносится торжественный звон новых колоколов.

На ухоженной монастырской территории среди аккуратных, травинка к травинке, газонов сохранилось старинное монастырское кладбище, где покоятся настоятели монастыря и выдающиеся благоустроители. В 2013 году установлен памятник российскому императору Александру III, еще цесаревичем посетившем это место.

Дело рук

В обители сейчас семь монашествующих, два послушника и значительное число мастеров разных ремесел и других работников. При монастыре выпекают прос­форы, действуют иконописная, швейная и столярная мастерские. В швейной, например, которую мне удалось посетить, мастерицы шьют и украшают одежду и облачения, искусно вышивают иконы. Их изделия широко представлены в церковной лавке, среди них не только облачения, но и костюмы в традиционном русском стиле и женские головные уборы, так называемые «сороки», которые нередко можно увидеть на работницах и посещающих монастырские храмы мирянках.

В столярной мастерской изготавливают мебель для обители, киоты и аналои для богослужебных целей, а в небольшой иконописной — создают иконы канонического письма. Больше 20 лет посвятил восстановлению обители иконописец Александр Корнилов. С помощью двух учеников он написал большую часть иконостаса в Благовещенском храме, по сохранившимся гравюрам восстановил Корсунский образ Божией Матери (пожалованный святителем Алексием Мос­ковским подлинник был утрачен в годы безбожной власти).

Много еще работ предстоит и по восстановлению обители, и по текущему ремонту помещений, но Господь милостив к тем, кто не жалеет своих трудов. Вот и мне в праздник просветителей словенских Кирилла и Мефодия посчастливилось присутствовать при установлении купола над монастырскими вратами.

Настоятель обители архимандрит Александр (Лукин) отслужил водосвятный молебен, и вот подхваченный краном купол уже возносится над вратами. Ненадолго в ход действа вмешался щед­рый ливень, а потом облака разошлись, и солнце озарило новый купол и венчающий его золотой крест, тем же путем поднятый над вратами.

Духовное окормление

Монастырь открыт для мирян и привлекает атмосферой истинно христианского радушия, которое чувствуется, начиная с церковной лавки, где не только свечи продадут и записки примут, но и подскажут, и посоветуют, какие требы заказать и перед каким образ помолиться. Кстати, свечи здесь ручной монастырской работы, большие и темные, источающие особенный запах.

Братия с любовью встречают паломнические, экскурсионные группы.

В низких коридорах, примыкающих к галерее Благовещенского храма, священнослужители принимают желающих исповедаться.

Продолжительные службы в храме сопровождаются пением хора профессиональных певчих. Мужские голоса мощно и слаженно возносят хвалу Господу. Классическое, без излишних украшательств пение соответствует царящему здесь высокому духу древнего благочестия. Здесь же часто служатся строго-торжественные панихиды с многократными каждениями.

Инок, иной, не такой, как большинство… Человек принимает трудное решение отказаться от многих свобод и удовольствий современной жизни, стремится жить по правилам общежития, установленным святыми подвижниками много веков назад.

Что заставляет его в наше время принимать монашество? На мой вопрос один из насельников обители, поразмыслив, ответил, что, скорее всего, то, что монашеская жизнь дает большую возможность жить по заповедям Господним. А от настоятеля обители архимандрита Александра (Лукина) услышала обстоятельное:

— Любовь к Богу и человечеству приводит сюда людей. Если что-то иное, обида, например, на жизненные неудачи, человеку трудно будет стать монахом: обида и разочарование будут требовать своей компенсации в виде различных земных благ. А монаху свойственно жертвенное служение, он пришел умереть для мира и всего, что в мире, в подражание Господу Иисусу Христу, Который был послушлив даже до смерти крестной. Поэтому монах должен взойти на свою голгофу и с любовью распяться на кресте за всех и вся. Это его путь, на это он пришел в монастырь. Господь говорит, если пшеничное зерно, брошенное на землю, не умрет, то будет одно, а если умрет, то принесет плод сторицею. Так мы и видим: Феодосий и Антоний Киево-Печерские, Сергий и Никон, игумены Радонежские, Серафим Саровский и многие другие наставники монашеские не только при жизни, но и по смерти окружили себя учениками и последователями, продолжающими их путь монашеского доброделания.

Евгения Карезина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.