Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > По забвению или по нерадению?
«Ведомости Нижегородской митрополии» №2 (224) 21:02, 31 января 2022

По забвению или по нерадению?

От покаяния к исповеди

Если крещение человек принимает раз в жизни, то исповедь и причащение относятся к тем таинствам Церкви, которые ведут нас к вечности через всю жизнь. К ним мы приступаем раз за разом. А правильно ли мы это делаем? Отвечает настоятель Богородице-Рождественского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

— Таинство Евхаристии установил Сам Господь. Об этом мы знаем из Евангелия. А как в христианской Церкви появилось таинство Исповеди?

— Вспомним, как Адам после грехопадения прячется от Бога. Это заговорила в грешнике совесть, которая и является голосом Божиим в человеке, по определению святых отцов. Так что стремление к покаянию было в человеке изначально, как проявление нравственного императива, о котором говорил Кант. У некоторых языческих народов существовала так называемая «исповедь земле». Согрешивший человек выходил в чистое поле, выкапывал ямку, шептал в нее грехи, закапывал и так успокаивал свою совесть. К покаянию призывал Иоанн Креститель, и к нему каяться в грехах и креститься в Иордане приходили люди со всей округи. Исповедь существовала всегда. У христиан же она стала важнейшей частью духовной жизни. Сам Христос утвердил ее как таинство, даруя Своим ученикам (а через них и всей Церкви через рукоположение священства) власть прощать грехи: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:22–23).

— Я еще ни разу не исповедовался и не причащался: мне объяснили, какие это ответственные шаги и сделать это можно недостойно. Правда, я не совсем понимаю, как можно недостойно исповедаться? И как это сделать правильно, в данном случае в первый раз. Пересказывать всю жизнь, начиная с детства? Но разве это возможно? Или сказать просто: «В молодости был очень горд и тщеславен, да и сейчас, по сути, остаюсь таким же»? Знакомые советуют записать все в тетрадь и принести ее священнику.

— Слово «недостойно» по отношению к исповеди не подходит. Хотя, понятно, что имели в виду ваши знакомые. Более точное определение — формально. А исповедь предполагает искреннее покаяние. Конечно же, не нужно рассказывать священнику все подробности и детали. Достаточно назвать грех, чувствуя раскаяние, обязуясь не повторять его, и стараться избегать ситуаций, где он может повториться. Если перечислять грехи, как некий отчет о совершенном, без намерения избавляться от них, это будет формальной исповедью. Зачем такая нужна? В таком случае и причащение будет недостойным, потому что мы призваны причащаться Тела и Крови Христовых с чистым сердцем. Ну, а насчет тетради, это вообще из области преданий. Зачем священнику читать ваши дневники? Господь и без записи знает все, что вы сотворили. В чем раскаиваетесь, в том и исповедуйтесь, прося у Бога помощи, чтобы победить грех.

— В чем отличие греха от страсти? И нужно ли каяться в своих страстях?

— Учение о страстях есть у святителя Игнатия (Брянчанинова), в его «Аскетических опытах»: «Страсти — иначе «грех», в обширном значении этого слова. Апостол, когда говорит о «грехе, живущем в человеке» (Рим 7:14, 7:20), разумеет под словом «грех» заразу злом всего естества человеческого, разумеет страсти…»

Он называет восемь страстей: чрево­объе­дение (вообще излишняя любовь к плоти), любодеяние (не только сами грехи, естественные и противоестественные, но и любые блудные ощущения, мечтания и пленения), сребролюбие (результат неупования на Промысл Божий — целый комплекс стремлений и размышлений, предпочтений и опасений, действий и бездействия), гнев (и все его проявления), печаль (по сути, малодушие в скорбях), уныние (в основе своей подмена подлинной радости в Боге мнимыми утешениями), тщеславие (любые ухищрения, связанные с желанием не быть, а казаться), гордость (в современном смысле эгоизм вместо любви к Богу и ближнему и, как итог, смерть души).

Страсти, согласно учению святителя Игнатия, подобны кусту, на котором произрастают ягоды — грехи. Поэтому очень важно определить у себя не только грехи, но и страсти, их вызывающие. Раскаяние в них поможет грешнику с Божией помощью исправить свою жизнь, что и есть главная задача христианина.

— Зачем я буду каяться, если знаю, что все равно не изменюсь? Сколько лет уже хожу в храм и исповедуюсь практически в одних и тех же грехах… Не является ли это с моей стороны лицемерием и ханжеством?

— Значит, исповедуетесь формально, без настроя оставить свои грехи. Когда человек со слезами исповедуется и просит у Бога помощи для исправления своей жизни, когда он не только называет грех, но и борется с ним, Божия благодать поможет ему в этой борьбе. В «Аскетических опытах» святитель Игнатий говорит: «Необходим подвиг для христианина; но не подвиг освобождает христианина от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа». Когда же на исповеди нет искреннего покаяния, нет просьбы о помощи свыше, а в жизни нет сопротивления страстям, исповедь будет лицемерием и ханжеством, и толку от нее не ждите. Что от нас требуется в таинстве Покаяния? «Сознание своих грехов. Осуждение себя в них. Самообличение пред духовником. Покаяние не только словом, но и делом. Покаяние есть исправление — новая жизнь. Сокрушение и слезы. Вера в прощение грехов. Возненавидеть прежние грехи…»

— Если я испытываю раздражение от просьбы ближнего, но ничем этого не выдаю и необходимую помощь оказываю, должна ли я каяться в испытанном мною раздражении как в грехе?

— Думаю, не помешает сказать на исповеди о том, что одну из главных заповедей о любви к ближнему вы исполняете не с радостью, а как долг. А ведь Христос говорит: «…милости хочу, а не жертвы» (Мф 9:13). И этой милости надо учиться, надо просить у Бога, чтобы Он открыл ваше сердце к искреннему милосердию.

— Перед причастием мы читаем три канона и «Последование ко святому Причащению». Нужно ли как-то молитвенно готовиться к таинству Исповеди?

— А как же, конечно! Надо попросить у Бога чувства раскаяния в грехах, видения и осознания своих прегрешений. Порой такое чувство у нас притупляется, сердце становится холодным, совесть молчит. На исповедь нужно идти не с сухим отчетом о грехах, а с искренним раскаянием, твердым намерением не повторять грехи. Значит, надо молиться. Я не говорю о прочтении каких-либо текстов, это было бы опять же формальностью. Нужна молитва от сердца. Какая? Любая. Но искренняя.

— Случается, батюшка просит говорить быстрее, потому что много людей ждут исповеди. В результате не удается рассказать все, о чем хотел, полностью открыть душу. Однажды, заторопившись, забыл об одном грехе. Мне не стоило в этом случае идти к причастию? Нужно было рассказать о нем на следующей исповеди, а потом принимать Святые Тайны?

— Это ложная тревога. Вы забыли грех, а не утаили его. С утаенным, конечно, не следовало бы приступать к Чаше. А по забвению это во грех не вменится. Скажете в следующий раз. А вот расписывать батюшке, как, где и когда совершили грех, не нужно. На исповеди грех называется, в нем раскаиваются, а не рассказывают о нем. Таково требование таинства. Если нужна духовная беседа, следует договориться о ней со священником, и она состоится в удобное для вас обоих время.

— Насколько сложным делом для священника является исповедь прихожан? Что он чувствует во время нее? Читал, что психологи, выслушивая рассказ человека о его проблемах, должны мысленно дистанцироваться от них, «не впускать в себя». Священник тоже так поступает?

— В какой-то мере такой совет полезен и священнику. Только не всегда это получается, к сожалению. Состраданием управлять очень трудно.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.