Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > По законам духовной жизни
«Ведомости Нижегородской митрополии» №9 (231) 21:44, 18 мая 2022

По законам духовной жизни

Что делать, если тебя не прощают?

Любой человек, по слову Священного Писания, создан Богом по Его образу и подобию. Развивать или нет в себе подобие Божие, каждый решает для себя сам. Но если человек все-таки пошел по пути богоподобия, крестился и воцерковился, с течением времени проще ему не становится. Углубляясь в свою внутреннюю жизнь, он начинает все больше осознавать свои грехи и несовершенство. Предлагаем подборку вопросов настоятелю собора Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки протоиерею Владимиру Гофману от людей, которые уже не первый день внутри церковной ограды.

— Слышал, что в Церкви существует практика генеральной исповеди. В каких случаях стоит к ней прибегать?

— Такая практика действительно существует. Но прибегать к ней следует осторожно. Обычно ее применяют перед крещением взрослого человека, если он изъявил желание исповедаться за прожитую жизнь. Или если крещеный человек по какой-либо причине очень долго находился вне Церкви. Если же он пребывал в церковном общении, то едва ли у него возникнет желание какой-то особой исповеди, ведь он регулярно исповедается и причащается Святых Таин, при условии, конечно, что делает это разумно и искренне. Есть люди с тревожным характером: им все кажется, что они что-то не договорили, что грех их не прощен, и они ищут возможности исповедаться «за всю жизнь», хотя, тем самым, впадают в новый грех — недоверия Богу, ведь им уже прощены грехи, но они снова и снова их исповедуют. В нашей Церкви принято исповедовать грехи за период с последней исповеди до сегодняшнего дня. И этого вполне достаточно. Повторять грехи новому священнику не нужно. И священнику следует быть весьма осторожным, соглашаясь принимать «генеральную» исповедь, а если уж согласились, то быть деликатным и не потакать копанию исповедника в личной жизни. Грех должен называться без всяких подробностей. Так что генеральная исповедь должна быть очень редким явлением и применяться в особых случаях, преимущественно монастырским священством.

— Уже много лет страдаю паничес­кими атаками, но с возрастом мое состояние усугубляется. Уже не могу справляться с приступами страха и тревоги самостоятельно, без поддержки лекарств. В глубине души понимаю, что причиной моего состояния являются грехи, не исповеданные и не осознанные. К исповеди и причастию стараюсь прибегать регулярно. Батюшка, подскажите, какие духовные средства могут мне помочь в этой ситуации?

— Если вы осознаете, что причиной такого состояния являются неисповеданные грехи, то почему же вы их не исповедуете? Регулярно прибегаете к таинствам Исповеди и Причастия, а имеете неисповеданные грехи?.. Это серьезное упущение, которое надо исправить. Или вы имеете в виду забытые и потому не исповеданные грехи? Неосознанные — тут все понятно, они у каждого есть. А вот те, что мы помним и осознаем и, главное, раскаиваемся в них, необходимо исповедать. Есть еще одно таинство, очищающее душу, — это елеосвящение, или, как его называют, соборование. О нем вы ничего не сказали, возможно, не прибегали к нему. Это таинство к исцелению души и тела, в ходе него человек молится о прощении своих грехов, в том числе забытых и неосознанных.

— За неделю до Пасхи у меня случился конфликт с близким человеком. Спустя три дня я попросила у него прощения, но он меня не простил до самого праздника и после него продолжает носить на меня обиду, почти не разговаривает. Я пыталась примириться. Но он пока меня и слушать не хочет. На душе камень. Очень хочется причаститься, тем более сейчас идут пасхальные дни. Как мне быть в таком случае? Можно ли причащаться, когда на тебя кто-то обижен?

— Главное, чтобы вы не держали ни на кого обиду. Конечно, Христос сказал так: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним…» (Мф 5:23–25). Для нас эти слова — руководство к действию. Надо приложить все усилия, чтобы обрести мир. Это наставление Христово для людей воцерковленных, старающихся жить по заповедям. А как быть, если ваш обидчик не воцерковлен? Тогда, если он не желает примириться, оставьте его, сами не держите зла, скажите об этом на исповеди и пусть будет так, как благословит вам исповедующий священник.

— В этом Великом посту прикладывала больше усилий на молитву, старалась посещать службы, на которые ранее не удавалось попасть. Но эффект, если так можно выразиться, оказался прямо противоположным. На меня обрушились разные неприятности, обострились мои страсти, сложнее стало бороться со своими недостатками, а к концу поста в течение последних воскресений не смогла причаститься — мешали разные обстоятельства, от меня не зависящие. Я в полной растерянности. Есть ли этому объяснение?

— Объяснение есть. Во-первых, когда человек более серьезно начинает относиться к своей духовной жизни, то и грехи свои, и напасти, и различные неприятности видит более четко и даже несколько преувеличенно, причем подсознательно находит совпадения, объясняя все беды усиленной молитвой, постом и т.д. Во-вторых, разумеется, чем активнее борьба с грехом, тем активнее и те силы, которые толкают к их совершению. Это закономерно: всякое действие вызывает противодействие. Таким образом, объяснение простое: стали больше молиться — стало больше искушений. И выход простой — не сдаваться, а напротив, побеждать растерянность, уныние и неуверенность в своих силах.

— Церковное празднование Пасхи продолжается сорок дней — чем этот период отличается от всего остального времени? Как в обычной жизни провести эти праздничные дни с пользой для души? Чтобы было легко, светло и радостно на душе.

— Почему сорок дней? Потому что нам известно, что, воскреснув из мертвых, Иисус Христос еще сорок дней являлся Своим ученикам, много беседовал с ними, учил их и только затем вознесся к Богу Отцу. Мы постоянно думаем об этом, молимся, радуемся Воскресению Спасителя. Как пишет апостол Павел: «…если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших <…> И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор 15:17–19). Да, мы надеемся на Него и в будущей жизни. Так и говорим в Символе веры: «…чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». Христос воскрес как Человек, значит, воскреснем и мы, значит, и наша человеческая природа преобразится и станет бессмертной. Празднуя Пасху Христову, мы чувствуем это. Но дни идут, ощущение праздника притупляется, а нам нужно беречь пасхальную благодать. Поэтому по возможности на Светлую седмицу надо постараться ежедневно быть в храме на литургии. Эту неделю следует посвятить Богу, дела подождут. Храмы открыты, царские врата открыты. Небо становится ближе к нам. И причащаться, конечно. Без поста: мы уже отпостились во время Великой Четыредесятницы. После Светлой седмицы возвращаемся к обычной жизни, но не забываем, что воскресный день — Богу, мы не имеем права без уважительных причин на пропуск литургии.

— Недавно встретила подругу детства, которую не видела много лет. Она рассказала о хронических конфликтах в семье, об изменах мужу. Честно сказать, у меня не хватило духа выразить свое отношение к этому. Женщина взрослая, не учить же ее жизни! Но при этом чувствую вину перед Богом, не проявила ли я человекоугодничество?

— В зависимости от обстоятельств и ваших отношений с этой подругой. Можно прекратить разговор на такую тему, можно и сослаться на заповеди Христовы, или промолчать и забыть. А если близкий человек? Надо же как-то вразумить его, высказав свою позицию, если она есть. Ведь своим рассказом ваша подруга могла и вас ввести в искушение. Господь в Евангелии наставляет: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего…» (Мф 18:15). И везде подчеркивается: «если послушает тебя». Так и поступайте в меру своих сил.

— Замечаю за собой, что к некоторым людям даже на дистанции возникает ощущение неприязни и нежелания общаться без объективных на то причин. Является ли это грехом и стоит ли над этим работать?

— Неприязнь — явление нередкое. И грехом оно все же является. Христиа­не призваны преодолевать это чувство, ведь мы говорим, что в каждом человеке есть образ Божий. Значит, почаще об этом надо вспоминать и конкретными делами подтверждать это. Для начала следует, видимо, отыскать причину неприязни. Может, она кроется в нас самих? Надо, я думаю, не другого человека в своей неприязни винить, а говорить себе, что это я не могу справиться с такой проблемой, и искать выход. Поговорить об этом с духовным наставником. Святые отцы советовали: если не чувствуешь любви, твори дела любви, и любовь придет. Возьмем эти слова за правило.

Подготовила Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.