Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Под церковными знаменами
«Ведомости Нижегородской митрополии» № 24 (294) 09:06, 9 января 2025

Под церковными знаменами

Как ходить крестным ходом?

Еще в начале XXI века на процессии с иконами, знаменами, хоругвями вокруг храмов и монастырей и уж тем более вдоль дорог прохожие смотрели с недоумением. За годы советской власти мы забыли о такой неотъемлемой части церковной жизни, как крестный ход. Теперь такие шествия проходят все чаще и становятся все многолюднее. Вспомнить хотя бы крестный ход в Нижнем Новгороде 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери и День народного единства. Однако не все нижегородцы понимают значение крестного хода. Мы собрали вопросы на эту тему и попросили ответить на них настоятеля храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района Нижегородской области протоиерея Владимира Гофмана.

— Отец Владимир, сначала собственный вопрос. Что такое крестный ход? Зачем он нужен, что означает? Когда крестные ходы появились в нашей стране, и существует ли такая практика в других странах?

— Обратимся к истории. Прообраз крестного хода мы видим в Ветхом Завете: это были торжественные шествия со святыней — с Ковчегом Завета около стен Иерихона (Иис Нав 6), с тем же Ковчегом при царе Давиде (2 Цар 6:5), при  царе Соломоне (3 Цар 8:5). Это форма богослужения, и христиане используют ее, наполняя новым содержанием.

Обычно крестные ходы, соединенные с молебным пением, совершаются по особым случаям — при основании храма, на Пасху и престольные праздники, при народных бедствиях, торжествах и т. п. По обычаю, крестный ход возглавляет архиерей или благословленный на это священнослужитель. Из алтаря выносятся запрестольные икона и крест, Евангелие, хоругви. С пением участники крестного хода шествуют к другому храму или обители, к водным источникам, колодцам, обходят с пением храм, монастырь, село или город. Во время шествия со святынями звонят колокола, призывая всех верующих принять участие в крестном ходе или к его встрече, а впереди несут фонарь с живым огнем: «свет Христов просвещает всех»!

— Всегда думал, что крестный ход — это когда много людей идет куда-то далеко к какой-то святыне. Но когда стал посещать храм, увидел, что прихожане и священник просто ходят вокруг церкви на престольный праздник или на Пасху. И это тоже называют крестным ходом. Или вот на вертолете с иконой облетают город — какой же это крестный ход? Или все-таки крестные ходы бывают разные?

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Во время крестного хода во имя Христово собраны сотни, а порой и тысячи людей. И они не просто идут — они молятся. И Господь слышит их молитву, потому что общественная молитва — свидетельство искренней веры.

Как и у всякого священнодействия, у крестных ходов есть свои назначение и цели: торжество веры Христовой, возбуждение в сердцах участвующих и окружающих святых чувств благодарности, смирения, великой радости о Христе. Святыня, которая выносится из храма, будь то святые мощи, крест или Евангелие, освящает собой все в нерукотворенном храме Божием — храме природы. Так поддерживается и развивается дух веры и благочестия.

В древние времена христиане совершали крестные ходы в благодарение Господу за одержание победы над врагами, за избавление от эпидемий, землетрясений, засух, наводнений, нашествия врагов, при перенесении святых мощей, освящении храмов. Сегодня крестный ход чаще всего — проявление нашей радости по поводу того или иного события и желание, чтобы к радости этой приобщились многие верующие и неверующие. Так, на Светлое Христово Воскресение мы, проходя по городу, делимся со всеми пасхальной радостью. Конечно, если с иконой облетают город на вертолете, это не крестный ход, а новая форма молитвы Господу и Его Пречистой Матери, или какому-то святому о благополучии людей этого города, сохранении его от всяких бед.

— Почему в храмах Русской Православной Церкви верующие идут вокруг храма против часовой стрелки, а старообрядцы — по часовой? Какая разница, в какую сторону идти?

— Совершая крестный ход вокруг храма, православные идут противосолонь, то есть «против солнца». Точнее надо бы сказать не «против», а навстречу солнцу. Почему? «Солнцем правды» называем мы Господа нашего Иисуса Христа. Мы идем навстречу нашему Господу. Это греческая традиция. У нас она была утверждена на Московском соборе 1666 года. Старообрядцы ее не приняли, как и некоторые другие реформы патриарха Никона.

— Видел, что на крестных ходах люди несут иконы, разные знамена и хоругви. Это строго определенные, обязательные знамена, хоругви, иконы, или их выбирают произвольно? И важно ли их расположение: справа, слева или по центру?

— Произвольно в Церкви ничего не делается. У всех действий есть символический смысл. Как уже говорилось, впереди несут фонарь с зажженной свечой, за ним — хоругви, как священные знамена Церкви. За хоругвями несут крест Господень, как знак победы и торжества веры Христовой, далее следуют святые иконы по чинам изображенных на них святых. Иконы преподобных и мучеников следуют впереди икон святителей, а те — прежде икон Божией Матери и Спасителя. Выносится из храма и Евангелие, его несет или священник, или благочестивый мирянин. Настоятель идет с крестом-трехсвечником и кадилом в руках. Пасхальные крестные ходы предполагают также вынесение артоса.

— Есть ли иерархия расстановки шествующих в колонне крестного хода? И кто эти люди в кафтанах? Какова их роль в процессии?

— Колонну, повторюсь еще раз, возглавляет фонарщик, за ним следуют хоругвеносцы и все, кто несет какие-либо святыни, а также певчие, потом — священнослужители с иконой Воскресения Христова (в пасхальном крестном ходе), Евангелием, дальше идут миряне, без какого-то распределения. «Люди в кафтанах» — это члены общества хоругвеносцев Нижегородской епархии. Их одеяния — длинные синие кафтаны с галуном и бархатными обшлагами. Такая форма была у православных хоругвеносцев XIX века. По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия Нижегородское Свято-Георгиевское общество хоругвеносцев возрождается (можно посмотреть материал на сайте Нижегородской епархии).

— Слышала, что маршрут больших и долгосрочных крестных ходов, таких, например, как перенесение ковчега с Ризой Пресвятой Богородицы, по российским городам внутри страны и внутри каждого региона прокладывается в форме креста. Это действительно так?

— В прошлом году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся миссионерский крестный ход, посвященный 600-летию явления Честного и Животворящего Креста Господня близ града Ростова Великого на Сахотском болоте (близ села Годеново). Маршрут его пролегал через 27 городов России и Белоруссии. Этот маршрут действительно планировался в виде креста, осеняющего крестным знамением земли России и Белоруссии для защиты стран и народов от сатанинских сил. Подробно об этом можно прочитать на сайте Русской народной линии. О других подобных маршрутах (в виде креста) мне слышать не довелось.

— Батюшка мне говорит, чтобы я ходила в храм пешком, хотя это далеко. Говорит, это будет крестный ход. Разве это крестный ход, если я одна пойду просто в храм на службу или помолиться?

— Хорошо, если вы возьмете на себя такое послушание. Но это, разумеется, не будет крестным ходом, это будет проявлением вашего личного смирения, малой жертвы Господу, через которую мы проявляем свою любовь.

Подготовила Светлана Медведева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.