Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Православие за рубежом > Подобно первым Его ученикам
19:11, 22 октября 2020

Подобно первым Его ученикам

Миссионеры XIX и XX веков

«Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк 6:12–13). Так в святом Евангелии говорится об апостольском служении. Минуют века, и те, кто понесет в мир свет Христовой веры, все так же будут встречать на своем пути враждебность и непонимание. Четыре истории тех, кто несмотря ни на что сумел расположить многие сердца к православному учению.

«Овсянка небесная»

Святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, в миру носил имя Михаил Максимович. Он родился в 1896 году в дворянской семье на Украине. Получил военное, а затем юридическое образование, хотя всегда стремился к изучению богословия. Во время Гражданской войны вместе с родителями и братьями он эмигрировал в Югославию, где изучал богословие в Белградском университете. В 1926 году Михаил был пострижен в монашество.

Невысокого роста, грузный, косноязычный, даже став епископом в Китае, владыка вызывал недоумение своей потрепанной рясой и привычкой ходить по улицам босиком. Близко знавшие святителя отзывались о нем как о настоящем подвижнике: он практически не спал, а если дремал, то сидя, ел один раз в сутки, совершал Божественную литургию каждый день. И самое главное, был полностью открыт для людей. Его путь лежал в ночлежные дома, тюрьмы, больницы, куда он мог отправиться даже ночью. В Шанхае, где он служил после принятия сана епископа, святитель организовал детский приют. Он сам собирал голодных детей с улиц, даже в тяжелое военное время, когда всем его подопечным грозил голод. Казначей приюта Мария Александровна Шахматова однажды укорила владыку, что он, приводя новых сирот, заставляет голодать тех, кто уже живет в их доме. На вопрос святителя, в чем они нуждаются, женщина ответила, что нет никаких продуктов, нужна хотя бы овсянка. Архипастырь поднялся к себе и усердно молился, а наутро приюту было пожертвовано несколько мешков с овсянкой.

В начале 1960-х годов епископ Иоанн начал служить в Сан-Франциско. Благодаря ему сдвинулось с места начавшееся, но приостановленное строительство кафедрального собора. Ситуация сложилась таким образом, что его же и обвинили в растрате средств. Дело дошло до суда, но было доказано, что нападки не имели под собой оснований. Когда святителя спросили, кто виноват в раздоре, он не выдал своих клеветников, возложив всю вину на врага рода человеческого.

Владыка Иоанн умер в 1966 году. Его похоронили в Скорбященском соборе Сан-Франциско. В 1994 году святитель был канонизирован.

«Апостол русской Америки»

Так называли святителя Иннокентия, митрополита Московского, в миру Ивана Евсеевича Попова-Вениаминова, родившегося в 1797 году в Иркутской губернии в семье пономаря. Вторую фамилию Ивану присвоили как лучшему ученику семинарии в честь почившего епископа Вениамина. В сан иерея он был рукоположен в 1821 году.

С 1823 года началось миссионерское служение будущего просветителя Америки и Сибири. Сорок пять лет отдал святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большой опасностью для жизни. Он крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых открывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни.

Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств. Так, прибыв на Уналашку — один из Алеутских островов, отец Иоанн обучал местных жителей плотницкому и столярному ремеслам. В новопостроенном храме батюшка многое сделал собственными руками. Он изучал алеутский язык, а христианские истины умел объяснять простыми словами, что и обусловило успех его миссионерской работы.

В 1840 году после смерти супруги отец Иоанн принял постриг с именем Иннокентий и был возведен в сан епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Святитель старался нести веру Христову самым отдаленно живущим народностям. Для этого он предпринял поездку по Амуру, написав затем отчет о своем путешествии, где высказал мнение о возможности навигации по реке и заселении ее берегов. Содействие архиепископа Иннокентия присоединению Амура к России было оценено очень высоко: в его честь был назван город Благовещенск — в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска.

В 1867 году после кончины митрополита Московского Филарета архиепископ был возведен на Московскую кафедру. Он скончался в последний день марта 1879 года. «Дайте знать, — говорил, умирая, преосвященный, — чтобы при погребении моем речей не было, в них много похвал. А проповедь по мне скажите, она может иметь назидание, и вот текст для нее: «от Господа стопы человеку исправляются» (Пс 36:23).

Вклад в науку

С именем архимандрита Антонина (в миру Андрей Иванович Капустин) связан период расцвета Русской духовной миссии на Святой земле. Родился будущий миссионер в 1817 году в Пермской губернии в семье потомственного священника. Через год после окончания духовной академии со званием магистра богословия, в 1844 году он был пострижен в монашество. Будучи настоятелем при русском посольстве в Афинах, восстанавливал древнюю церковь в честь святого Никодима.

Архимандрит Антонин много и плодотворно занимался наукой. В 1862 году он составил каталог 624 рукописей библиотеки иерусалимского Святогробского подворья в Константинополе, в котором он впервые обратил внимание ученых на уникальный рукописный сборник, содержащий текст Дидахе (самый ранний образец христианской письменности духовного содержания).

В 1869 году его назначили заведующим Русской духовной миссией, которая в то время переживала сложный период как в дипломатическом, так и финансовом плане. Благодаря личным качествам, образованию и знанию языков архимандриту Антонину удалось значительно улучшить ситуацию. Его стараниями на Елеонской горе была построена обитель Вознесения Господня. Прежде чем приступить к ее устройству, он организовал на этом месте археологические раскопки, в ходе которых удалось обнаружить древние мозаики VI–IX веков и погребальные пещеры. В более позднее время по поручению Императорского палестинского православного общества под руководством архимандрита Антонина велись археологические изыскания, в ходе которых были обнаружены «Судные врата», а также остатки базилики, построенной в IV веке равноапостольным императором Константином Великим, что стало сенсацией того времени в научном мире.

Скончался архимандрит Антонин в 1894 году и был погребен в соборе Вознесения Господня на Елеонской горе. До наших дней дошли сочинения главы Русской духовной миссии по церковной археологии, его дневники, проповеди и письма. В числе его научных трудов исследование, выявившее смешение в агиографической традиции сведений о святителе Николае Мирликийском с житием святителя Николая Пинарского. Значителен его научный вклад как археолога и литургиста.

Церковный хор из албазинцев

Святитель Гурий (в миру Григорий Карпов), архиепископ Таврический, родился в 1814 году в Саратове в семье священнослужителя. Поступив в Петербуржскую духовную академию, он принял монашеский постриг в 1838 году. Прекрасно владел основными древними и современными иностранными языками. После испытаний на степень кандидата отец Гурий получил золотой наперсный крест и особым указом Святейшего Синода был направлен в Пекинскую духовную миссию.

Дорога от Казани до Пекина заняла у участников миссии полгода. Китайские власти препятствовали проповеди среди язычников.

За 18 лет служения за границей отец Гурий превосходно изучил китайский язык. Он перевел на него послания апостола Иакова, литургию святителя Иоанна Златоуста, последование ко Святому Причащению и последование всенощного бдения, священную историю с прибавлением краткой церковной истории, краткие жития святых за год и краткую историю Ветхого Завета в виде руководства для школьников.

Преподавание в школе для детей албазинцев (китайцев — потомков русских казаков) было одним из главных его послушаний. Он даже создал хор из своих учеников, которые пели в местном Сретенском храме. После почти десятилетнего отсутствия миссия вернулась на родину, и отец Гурий был возведен в сан архимандрита, а также стал исполнять обязанности смотрителя Александро-Нев­ского духовного училища.

В 1856 году его назначили начальником Пекинской духовной миссии. В Пекин миссия, участников которой готовил архимандрит Гурий, прибыла только через два года. Несмотря на неблагоприятную для проповеди обстановку в Китае отец Гурий сумел плодотворно потрудиться. Была разрешена проповедь среди местного населения, и за три года было крещено около 200 язычников. Как отмечал российский посол в Китае, отец Гурий оказал огромную помощь во время переговоров с правительством благодаря блестящему знанию языка и обычаев китайцев, личному влиянию и высокому духовному авторитету.

В 1865 году он вернулся в Россию, где был возведен в сан архиерея. Всего полтора года владыка Гурий возглавлял Казанскую кафедру, где его трудами обратились к вере многие татары. С 1867 года и до своей кончины он управлял Таврической епархией.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.