Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Помощник директора Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ, член правления Фонда преподобного Серафима Саровского Дмитрий Сладков
13:37, 28 апреля 2006

Помощник директора Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ, член правления Фонда преподобного Серафима Саровского Дмитрий Сладков

В этом году отмечается юбилей Саровской пустыни, которая была образована 300-лет назад. В середине XIX века настоятель Свято-Троице-Сергиевой Лавры преподобный Антоний (Медведев) назвал Саровскую пустынь Академией монашества. Такая высокая оценка была дана обители не случайно. В период своего расцвета, на рубеже XVIII–XIX веков, монастырь являлся духовным ориентиром для многих русских обителей, но главное – в ней просиял великий светильник Православной Церкви – преподобный Серафим Саровский.

Как сообщил помощник Управляющего Нижегородской епархией священник Андрей Милкин, руководство ядерного центра, администрация города Сарова, Нижегородская епархия прилагают все усилия для того, чтобы возродить Саровскую пустынь. В частности, в настоящее время активно восстанавливается храм Иоанна Предтечи и подземный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а также другие объекты.

О предстоящем торжестве и о самой пустыни рассказал помощник руководителя Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ, член правления Фонда преподобного Серафима Саровского Дмитрий Сладков. Наш разговор начался с самого удивительного сооружения монахов — с подземной церкви.

— Дмитрий Владимирович, можем ли мы надеяться, что уникальный подземный храм во имя Антония и Феодосия Печерских на территории Саровской пустыни будет восстановлен?

– Подземная церковь была освящена еще в XVIII веке. Там вспоминаешь первохристианские времена. Я прекрасно помню, что когда только открывали подземелья (это было в первой половине 90-х), там можно было пройти только на четвереньках: в ходах высотой не больше двух метров, даже меньше, до метра нанесло песку. Теперь церковь расчищена, иконостас там был поставлен еще год-полтора назад. Все мы очень надеемся, что летом этого года в ходе торжеств престол осветят, но это надежды. Состоится ли это, надо спрашивать у нашего архиерея, у владыки Георгия. Для нас это великая милость Божия, это было бы очень здорово.

— Существуют ли аналоги подобных храмов в России?

— Так случилось, что я неоднократно бывал в Крыму. И я прекрасно помню византийские, в том числе пещерные, храмы. Они совсем другие. Здесь все-таки XVIII век, прямоугольные помещения со столбами, а там храм как некая раковина в горе, действительно пещера. И престол удивительный, синтрон, если я не ошибаюсь, называется. Помещение и алтарь совсем маленькие, в храм могут войти 4—5 человек от силы, может быть, 10. Престол там просто приставлен к восточной стене, кругом его уже не обойдешь. И вот здесь, в Саровской пустыни, такой же удивительный аромат веков.

— Дмитрий Всеволодович, сейчас очень сложно представить пещерные кельи. Расскажите, пожалуйста, о Саровских подземельях поподробнее?

— Вообще с Саровских подземелий, можно сказать, и начиналась Саровская пустынь. Потому что, по преданию, монахи начали искапывать пещерки на этом месте, в этом холме, еще задолго до 1706 года, когда была освящена первая деревянная церковь во имя Божией Матери и Ее Живоносного источника. Значительная часть их сейчас уже расчищена и восстановлена. Я не специалист, не историк, но, насколько мне известно, в Саровских пещерах не было захоронений. Это были места затвора, места уединенной молитвы.

— С какими сложностями столкнулись реставраторы при реконструкции Саровских подземелий?

— В объектовые годы по верху холма под мостовой прокладывались водонесущие коммуникации. И пару раз были серьезные аварии. Один раз, по крайней мере, совершенно точно, примерно 10—15 лет назад. Подземелье почти целиком залило, нанесло несколько сот кубических метров песка, лессовидной пыли, и когда радением Валерия Николаевича Лыкова и иных наших саровских братьев восстанавливались подземелья, из храма вывезли около ста грузовиков грунта. Были и лагерные времена, когда я и не знаю, что там было. Затем были объектовые времена, когда все это от греха подальше закрыли, засыпали входы и выходы строительным мусором, и долгое время все было закрыто-закупорено. Потом были эти аварии. Но удивительным образом все это держится.

Сейчас одна из главных городских магистралей проходит поверху. Вряд ли полезен для подземелий такой поток машин, в том числе тяжелых: автобусов, грузовых автомобилей и т. д. Бог даст, со временем, может быть, удастся и движение снять, и, может быть, вывести растительность со склонов холма. Потому что специалисты говорят следующее: корни деревьев доходят вплоть до подземелий, и по ним идет вода, что тоже не полезно для сохранности. Если посмотреть на фотографии 1903 года, то можно увидеть, что там газон-не газон, но просто по склонам холма растет зеленая травка, а теперь там масса деревьев, причем сорные, как клен американский, самосевка.

— Дмитрий Владимирович, будут ли восстановлены купальни на исторических местах?

— Такие планы есть уже давно, но все дело в том, что само место Ближней Пустыньки очень непростое, потому что в советские годы некоторое время там собирались люди молиться, и источник этот подвергся недолжному обращению. И при строительстве города в верховьях Саровки были ископаны карьеры для добычи песка. Специалисты говорят, что это могло повлиять на уровень грунтовых вод. Короче говоря, прежних родников, таких, какие остались вдоль Сатиса, – мощных, сильных, с прекрасной водой, – вдоль Саровки сейчас, к сожалению, нет.

Возникает вопрос: стоит ли делать купальню на водопроводной воде, правильно ли это? Жилой район, лес сведен, вместо реки Саровки пруд при рядом стоящей ТЭЦ и городской пляж на нем. Если на Дальней Пустыньке лес сохранился, то здесь – такая рана… Такое ощущение, что просто усилий проектировщиков не достаточно. Может быть, еще и молитва наша слаба.

— К сожалению, в советские годы некоторые церкви Саровского монастыря были взорваны, в храме во имя Преподобного Серафима разместился театр, а колокольня стала телевышкой. Будет ли она передана Церкви?

— Со временем, я думаю, безусловно, но это время может составить еще несколько лет, потому что еще в 2003 году и Владыка, и Сергей Владиленович Кириенко искали возможность хотя бы по временной схеме решить эту проблему. Но, безусловно, ни у кого нет желания оставлять город без телевидения, радиосвязи и спецсвязи, потому что много чего на этой колокольне имеется. Но новый телецентр – это, если я не ошибаюсь, порядка 150 миллионов рублей.

Я знаю, что шаги в направлении того, чтобы эти деньги оказались в бюджете, сейчас делаются власть предержащими. Уже определены проектировщики, место для строительства нового телецентра в плане города, на возвышенности, на краю города. Поэтому теперь остается только ждать, молиться и по мере сил содействовать этому. Поэтому обязательно, но не сразу.

— Какие именно храмы Саровского монастыря были разрушены?

— В Саровской пустыни было разрушено, по крайней мере, три храма: храм Живоносного источника, который был поставлен на месте первого в обители деревянного храма, храм Успения Божией Матери, самый большой и самый великолепный, где с 1903 года находились мощи батюшки Серафима, и любимый батюшкой храм Зосимы и Саваттия Соловецких, так называемый больничный храм. Именно в нем был деревянный кипарисовый престол, который собственноручно изготовил батюшка, когда был еще послушником монастыря. У него даже было такое прозвище – Прохор Столяр, он был на столярном послушании. Ныне на месте этих храмов скверик, асфальтированные дорожки. На месте двух храмов – Живоносного источника и Успения Божией матери – были поставлены памятные поклонные кресты с лампадками, иконами и изображениями этих храмов.

— Какое значение имеет для Сарова восстановление утраченных храмов Саровской обители, в частности, Успенского собора?

— Для нашего города восстановление Успенского собора было бы сильнейшим событием. Понятно также, что это серьезная работа на несколько лет. Хотя первым в обители был храм Живоносного источника, но я напоминаю, что монастырь назывался Саровская Успенская пустынь. В этом смысле Успенский храм был главный. Восстановить такой храм – это было бы здорово. Говорят: город закрытый, куда же вы хотите восстанавливать все это? Но по старым меркам на такой город, как Саров, с населением сто тысяч жителей, могло быть и 20 церквей, и они бы все были наполнены.

Пока у нас была одна церковь, она была переполнена. Это было просто что-то удивительное: не то что по праздникам, но и по рядовым воскресеньям просто вода текла по стенам – столько было народу. Потом появился второй престол, Ильинский, и также оказался наполненным до предела. Сейчас появился большой новый храм во имя Целителя Пантелеймона. Три храма работают, и все три полны, поэтому, я думаю, что когда в этом году осветят храм Иоанна Предтечи, лишним это не будет.

Всерьез обсуждается вопрос о том, что нужно строить храмы уже в новых районах города. Новые храмы, не связанные с Саровской пустынью исторически. Все это среди православных людей города достаточно активно обсуждается, хотя, может быть, и не попадает в прессу. Но такие мысли есть давно. Слава Богу, сейчас у нас деятельный архиерей. Еще 5—6 лет назад не приснилось бы ни в каком сне то, что происходит сейчас, но это происходит. Слава тебе, Господи!

О возрождении монастыря рассказал помощник Управляющего Нижегородской епархией священник Андрей Милкин.

— Отец Андрей, возможно ли возрождение монашеской жизни в Саровской пустыни?

— На протяжении последних лет на наших глазах разворачивается стремительный процесс воцерковления города Сарова, того города, который еще совсем недавно, несколько десятилетий назад, был Саровской пустынью, затем Всесоюзным ядерным центром, и вот теперь снова стал одной из главных святынь Русской земли.

За прошедшие с момента восстановления церковной жизни в Сарове годы сделано очень и очень немало. Мы помним, как в 90-е годы был открыт приход, в маленьком кладбищенском храме Всех Святых, как этот приход стал многолюдным, как стены небольшого храма стали сразу не вмещать всех тех, кто хотел прийти помолиться не только в воскресные и праздничные дни, но и в будни.

В Сарове построены новые храмы и отреставрированы старые. Так, в 2003 году Святейший Патриарх освятил восстановленный, реконструированный храм Серафима Саровского на месте, где находилась келья батюшки Серафима. Год спустя архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил церковь в честь великомученика и целителя Пантелеймона. Это совершенно новый приходской храм в Сарове, расположенный в большом жилом микрорайоне, храм, который уже стал центром притяжения верующих и всех, ищущих в церкви утешения.

И вот теперь, видимо, пришло время задуматься о возрождении монашеской жизни, монастырской жизни в Саровской пустыни. Действительно, в 2006 году мы будем отмечать 300-летие Саровской пустыни, то есть 300-летие монастыря, и отмечать его нужно не просто как обращение к прошедшим годам, не просто как возвращение к тому, что было до нас, а как некий стимул к возрождению, восстановлению тех традиций, которые, казалось бы, навсегда утрачены.

Монастырь жив не только стенами. Что такое восстановить монастырь? Это не значит просто построить храмы и поселить в них людей. Должно пройти очень много времени, пока в обители не возродится тот монашеский дух, которым, собственно, и была славна Саровская пустынь.

— В Саровской пустыни подвизались великие старцы: Назарий, Дорофей, Илларион, Александр, Марк, преподобный Серафим Саровский…

— Есть вещи, которые очень символичны, очень важны. Когда-то монастырь на месте, которое позднее получило название Саров, начинался с пещер. Сюда более 300 лет назад пришли монахи из Арзамаса, выкопали пещеры и стали там жить. Спустя некоторое время монастырь получил официальный статус, была освящена церковь в честь преподобных Антония и Феодосии Печерских, родоначальников русского монашества. И, как знать, может быть, через обращение к этим святым, через восстановление подземной церкви в честь Антония и Феодосии Печерских мы получим их духовную, молитвенную поддержку перед престолом Божиим. И не станет ли это началом возрождения монашеского духа в Саровской обители?

— Отец Андрей, можем ли мы говорить о том, что общими усилиями государства и Церкви мы сможем вернуть Саровской пустыни былое великолепие?

— У меня нет совершенно никаких сомнений в том, что те программы по Сарову, которые уже заявлены, будут выполнены в этом году, в ближайшей перспективе. И руководство ядерного центра, и администрация города Сарова, и Нижегородская епархия прилагают все усилия, чтобы максимально возродить то, что было совсем недавно на территории Саровской пустыни. Так, в ближайшей перспективе перенос дороги с территории монастыря, перенос телевизионной вышки на новое значительно более приспособленное место.

Должен сказать, что это одна из тех страшилок, которой пугают противники монашеской жизни в Сарове. Нам говорят, что отдадут колокольню, значит нужно будет ликвидировать антенные, а это значит, что будет ликвидирована возможность принимать телевизионные передачи, будет нарушена радиосвязь не только в Сарове, но и в близлежащих районах. Должен со всей ответственностью заявить, что это не так, это не соответствует действительности. Антенны будут перенесены, и связь в полном объеме сохранится, думаю, даже улучшится, но это произойдет только после того, как будет построена новая вышка и будет приобретена соответствующая аппаратура. Нужно только молиться и трудиться, чтобы это произошло как можно скорее.

Есть мысли о восстановлении и других храмов на территории Саровской пустыни. Но все это дело будущего, может быть, ближайшего или несколько более отдаленного. Важно, чтобы и городские власти, и, самое главное, местные жители приняли бы в этом самое горячее участие и своим трудом, своими молитвами помогли бы возрождению церковной жизни в Сарове, и как составляющей церковной жизни монашеского делания.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.