Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > «Пою Богу моему»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 5 (89) 18:10, 10 марта 2016

«Пою Богу моему»

DSC_9463Регент нижегородского храма Воскресения Христова Светлана Руссу впервые исповедовалась на Пасху. В тот год, как и в 2016‑м, праздник пришелся на 1 мая. После крестного хода в храме Всех Святых на подворье Валаамского монастыря студентка музыкального факультета Санкт-Петербургского педагогического университета, без пяти минут дирижер хора, загорелась желанием петь на клиросе. «Я подумал, что Гос­подь послал нам регента», — так говорил ей отец Фотий, иеромонах Валаамского подворья — Всехсвятского храма г. Приозерска, спустя несколько лет после первой встречи. Так клирос храма стал местом ее работы на 13 лет.

Благодаря маме

Дорогу в музыку Светлане показала мама. Девочка села за фортепиано, и со временем ноты стали знакомы и понятны ей, как буквы в букваре. А какое удовольствие было, когда из-под пальцев стали выходить мелодии! Ей и с педагогом повезло. Ольга Петровна Семакова была опытным и очень добрым наставником. Она привила ей любовь к музыке, и девочка относилась к ней как к бабушке. Потом было Нижегородское педагогическое училище по музыкальному профилю и диплом с отличием.

— Поступив в училище, я думала, что буду работать с детьми, как мама хотела, — вспоминает Светлана Евгеньевна. — И самой мне нравилось учить. В детском саду у нас была музыкальный работник Виолетта Ивановна, на которую мне хотелось походить, но, попав к педагогу Музе Михайловне Слободник, я так полюбила дирижирование, живое пение, что поняла: мне больше хочется этого. Тем более она внушила мне уверенность в своих силах и способностях. Это вдохновляло, и желание стать хормейстером росло.

Дальнейшие планы работать в школе и поступать в консерваторию изменила встреча с подругой, которая училась в Санкт-Петербурге. Отправившись узнать, какие документы нужны для поступления в Санкт-Петербургский госуниверситет им. Герцена, Светлана пришла в восхищение от города. А приемная комиссия оценила ее исполнение довольно сложной программы. Так после единственного экзамена ее зачислили на дирижерско-хоровое отделение.

В Бога Света верила с детства. Еще бабушка рассказывала ей об Иисусе Христе, а перед экзаменами в старшие классы девушка попросила маму купить ей иконку. Во время учебы в Питере, в трудные моменты, она шла в храм и молилась своими словами. А после того крестного хода на подворье Валаамского монастыря поняла: ее тянет в церковь.

— Пение на клиросе стало отдушиной. После выходных возвращалась из Приозерска, где был храм, в прекрасном настроении. Были ведь и личные скорби, а пение на клиросе приносило спокойствие и уверенность, что все наладится. И чудесным образом все стало меняться.

Обстоятельства в тот момент для выпускницы университета действительно складывались непросто. Чтобы пройти итоговую аттестацию, дирижерам необходимо было выступить с хором студентов своего же вуза. Обычно он формировался из старшекурсников. А Светлане при жеребьевке достались студенты второго года обучения. Тут было от чего схватиться за голову: пережив «самый трудный» первый год обучения, ребята прогуливали кто во что горазд. Из шестидесяти человек на занятие могли явиться двадцать, а в следующий раз приходили другие. Как тут отработаешь программу?

— И вот я приезжаю из храма, прихожу на репетицию, а у меня 58 человек сидят! Я понимаю: чудо произошло! Может, потому, что я повернулась к Богу? В общем, все на «пять» сдала, а до этого так переживала, боялась «тройку» получить или вообще не сдать.

Когда отец Фотий предложил Светлане Евгеньевне стать регентом, она засомневалась: как? службы не знает, с жильем не решено… Но со временем все наладилось. Певчих находила тут же, в Приозерске, из числа прихожан. Даже музыкальное образование им не нужно было иметь, регент объясняла все азы.

— Исполнители свой голос берегут и боятся брать не свои ноты. Но у меня выбора не было, надо было объяснять, и я брала низкие ноты. Мне же нужно для Гос­пода хор сделать, и, с этой мыслью живя, полностью жертвовала своим голосом, иногда хрипела, сипела. И Гос­подь так закалил мне связки, что у меня теперь диапазон очень широкий. Один мой друг шутит: «Света, ты для меня открыла новый голос — женский бас».

12Молитва прежде музыки

Под ее руководством пели дети и взрослые, жители разных городов, не только российских. Приходилось ей петь и с братией Валаамского монастыря.

По семейным обстоятельствам Светлане пришлось вернуться в Нижний Новгород. Она сразу решила искать место регента, но и тут все получилось по Божьему Промыслу. Ее сестра от матушки храма Воскресения Христова узнала, что там требуется профессиональный руководитель хора, на что и благословение от правящего архиерея получено.

Уже восемь лет Светлана Евгеньевна управляет там голосами певчих. Теперь с улыбкой вспоминает, как в первый день делила своих новых «воспитанников» по партиям, а они не понимали, почему она требует от них петь другим голосом, да еще и в ноты смотреть. Те, кто составляет костяк хора, давно убедились, что все уроки не напрасны. Создав четырехголосный хор, Светлана значительно расширила репертуар, хотя основное внимание по-прежнему уделяет подготовке хора к богослужениям.

— Меня обучали работать с профессио­налами. Первые годы огорчалась даже: когда же у меня будут певчие, которые откроют нотки и все мне споют, а я буду работать над звуком, над образом, другими деталями? А тут задача — научить человека элементарно держать тон. В итоге, в процессе работы люди учатся и тон держать, и петь в терции, научились на три-четыре голоса исполнять, и я пришла наконец к тому, что уже работаю над образом и пониманием исполняемого произведения, — рассказывает регент. — Еще я поняла: у непрофессионалов больше радости от исполнения, они счастливы, что могут петь на клиросе, что научились этому. А ты получаешь удовольствие от того, что даешь им такую возможность. И главное, эти люди всегда думают во время пения о молитве, а не о красоте музыки.

В церковный хор людей приводит желание сделать что-то во славу Божию, а иногда их до глубины души трогает услышанное во время службы. Недаром многие из тех, кто находится в храме, стремятся подпевать певчим, пусть и не владея нотной грамотой и нетвердо зная текст.

— Для женщины руководить церковным хором — это высокое служение, — считает Светлана. — Ведь регент — человек, сослужащий священнику. И для меня это награда от Бога.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.