Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Православная Церковь и церковь малая
«Ведомости Нижегородской митрополии» 15 (147) 14:35, 9 августа 2018

Православная Церковь и церковь малая

Кажется, что с воцерковлением, когда человек искренне хочет жить по заповедям Божиим, трудности должны восприниматься им более спокойно. На деле же случаются ситуации, когда и православный христианин чувствует, что зашел в тупик, особенно когда проблема касается его семьи. Как строить отношения с самыми родными людьми и при этом не поступиться своей верой?

Мы с мужем начали ходить в храм. Мне хотелось бы и дальше идти по пути воцерковления: читать правило, соблюдать посты, молиться перед едой. Но муж считает, что «это уж слишком», то есть остановился на полпути и двигаться не собирается. Что делать мне?

— Не унывать, прежде всего, не опускать руки. Молиться за себя и за него. Чтобы муж видел, что его жена-христианка лучше других женщин — нехристиа­нок. Пример — великое дело. Почитайте послание апостола Павла к жителям Коринфа: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?..» (1 Кор 7:10–16). Тут две стороны. Своим христианским поведением вы можете привести мужа к дальнейшему воцерковлению. Конечно, для этого ему надо увидеть в своей жене образец христианской женщины. Это очень даже непросто, но зависит от вас. И второе. Конец стиха из послания апостола: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?» Почему вопрос? А потому что мы не можем знать, что живущий рядом с верующим человек тем самым не спасается. Может быть, он все же покается и обратится к Богу.

До недавнего времени вместе с дочерью регулярно посещали храм. В последнее время, а ей 15 лет, она не хочет этого делать, постоянно пребывает в унынии, говорит, что молитвы не помогают. Как можно ей помочь, чтобы она не отвернулась от Бога?

— Для начала вспомните, как часто вы посещали храм в 15 лет. Мы часто требуем от детей то, что сами в их возрасте не выполняли. А возраст переходный. Мало кто в 15 лет интересуется религиозными вопросами, больше, как вы сами понимаете, другими. Обратите внимание, что говорит ваша дочь: «Молитвы не помогают». У нее проблемы, скорее, не духовного характера, а помощи она ждет от Бога, Который редко вмешивается в личные дела людей, оставляя им дарованную свободу. А вы говорили дочери, что любить Бога и молиться Ему надо прежде всего ради Него Самого, а не ради того, что от Него получить? В таком случае человеку нужен не Бог, а что-то от Бога. Это неправильно. Кто объяснит это подростку? Конечно, родители, крестные. Если они сами это знают… Да, нужно читать Евангелие, стараться понимать евангельские притчи. Например, о вдове, которая своими просьбами так надоела неправедному судье, что он решил ее вопрос (Лк 18:1–6). О чем это? О нашей настойчивой молитве. «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» (Лк 18:1). О том, что надо уметь просить полезного тебе: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лк 11:9). «Молясь, не унывайте, если нескоро получаете просимое. Уныние происходит от сомнения в возможности получить просимое; сомнение же несовместимо с верой в милосердие Божие», — читаем в «Толковании Евангелия» Гладкова. Надо также уметь и благодарить Подателя благ. О последнем мы чаще всего забываем.

Отец ушел из семьи, когда я была еще маленькой. Сейчас у меня уже своя семья, но мысли о нем не оставляют. О его судьбе ничего неизвестно. Можно ли молиться о нем и каким образом?

— Отец ушел из семьи, но он ведь остался вашим генетическим отцом. Думаю, вам обязательно следует предпринять попытки узнать, где он, жив ли, чем занимается, если жив. Может, у него другая семья, и у вас есть братья и сестры? Какие бы отношения с вашей матерью у него ни были, вы вправе интересоваться своим родителем. А уж молиться за него, как и за маму, конечно, вы, как христианка, обязаны. В Православной Церкви есть правило: когда мы не знаем, жив ли человек, то в течение шести лет молимся за него, как за живого. Обычно за эти годы Господь открывает судьбу того, за кого мы молимся. Так и вам следует поступить.

Ухаживаю за тяжелобольной мамой. Сама я верующая, и мне тяжела мысль, что мама уходит от нас без веры, без утешения, без надежды на Царствие Небесное. Хотела пригласить к ней батюшку для разговора, исповеди, причастия. Она отказывается, говорит: «Поздно уж начинать, когда всю жизнь в храм не ходила». Как уговорить ее? И стоит ли? Или, может, пригласить батюшку несмотря на ее протесты?

— К сожалению, нередко люди довоенного, военного и послевоенного поколения уходят в мир иной не по-христиански. Жили без Церкви и умирают без Церкви… Исповедь и причастие и в жизни, и на смертном одре — дело добровольное. И человек должен прибегать к этим таинствам не только по уговору родственников, а по своему искреннему желанию. Поэтому не стоит приглашать священника, если ваша мама того не желает. Но это не значит, что надо забыть о последнем напутствии болящего близкого вам человека. Вы можете говорить с мамой, объяснять ей необходимость для христианина церковных таинств, особенно причащения Тела и Крови Христовых, почитать ей книги на эту тему и, конечно же, молиться о ней неустанно. И не исключено, что Господь по вашим молитвам вразумит болящую и она попросит вас позвать священника для исповеди и причастия. Таких примеров немало. А от вас зависит очень много.

Ребенок (младший школьный возраст) под влиянием друзей отказывается ходить в храм. Стесняется, не хочет быть белой вороной. Речь не идет о «плохой компании», просто дети из неверующих семей. Какие слова найти для ребенка? Стоит ли его убеждать, настаивать на посещении службы?

— Психологи уверяют, что в последнее время определяющим для детей становится мнение не родителей, не учителей, а исключительно друзей. Значит, мы что-то упускаем в воспитании. Может быть, сами не служим примером христианской жизни, может, они видят, что для нас молитва и церковная служба не радостная часть жизни, а некая повинность, которую мы выполняем через силу? К сожалению, не всем удается показать детям красоту и силу христианства. А кто-то и не старается это делать, лишь читает бесчисленные акафисты и Псалтирь, заставляя ребенка участвовать в этом, и он до поры слушается, стоит, не понимая, что мама читает и зачем. Для того чтобы и ему церковная служба была в радость, надо потратить немало усилий, не жалеть времени и находить слова, понятные ребенку, и уж точно не тащить его насильно в храм. Чтобы он понимал свои обязанности христианина, нужно, чтобы он полюбил христианство. А кто, кроме вас, сумеет привить малышу эту любовь?

Узнала, что жена брата совершила прелюбодеяние. Поговорила с ней — кажется, что раскаивается в совершенном. Говорить ли брату, ведь семья может распасться? Не противоречит ли такое понятие, как ложь во благо, православному вероучению?

— Честно говоря, вам бы об этом и знать-то не нужно. Но уж коли узнали, то постарайтесь не вмешиваться в жизнь близких людей. Жена брата сама должна решить, говорить ей об измене или молчать, чтобы сохранить семью. А вот что точно нужно ей сделать, так это идти и покаяться на исповеди. Там ей священник и посоветует, что нужно, и назначит какое-то правило — не как наказание, а как лекарство для лечения духовной болезни. Святой Исаак Сирин говорил, что грех — это рана, которую грешник наносит сам себе. Разве не так? Ну, а рана бывает долго болит, особенно, если ее не лечить.

Свекровь хочет водить нашего ребенка в храм. Ему всего два года, и я сомневаюсь, стоит ли это делать в столь раннем возрасте, ведь он еще ничего не понимает.

— В православии принято крестить детей в младенческом возрасте, а если ребенок крещен, то его следует причащать Cвятых Таин, что происходит на литургии. Это значит, что малыша по мере необходимости приводят (или приносят) в храм. Конечно, все делается в разумных пределах. Мне, например, непонятно, зачем приводят годовалых детей на всенощное бдение. На литургию, когда ребенка намерены причастить, — другое дело, и то не стоит ему мучиться на всей службе. Приучать к богослужению малыша следует постепенно, иначе кроме отторжения, нелюбви к Церкви мы ничего не добьемся. Но и лишать маленького христианина пусть пока неосознанного, но участия в литургии нельзя. Ведь таким образом мы лишаем его общения со Христом, Который говорит: «…пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие (Лк 18:16).

В браке с супругой три года. Оба верующие. Проблема в том, что мои родители активно вмешиваются в нашу семейную жизнь, дают советы даже в тех случаях, когда этого не требуется. Не хочется отступать от заповеди «Почитай отца своего и мать свою», да и просто боюсь их обидеть. Но и жить по их указке не считаю возможным. Как быть?

— Ответ на ваш вопрос нужно бы давать не вам, а вашим родителям, которые забыли, что их дети уже стали взрослыми. Ваш пример настолько характерен, что и говорить нечего. Старшее поколение продолжает учить своих выросших детей, давать советы, вмешиваться в жизнь. Они так привыкли, ничего тут не сделаешь. Терпеть надо? Надо, конечно. До известного предела. Настает время, когда нужно поставить точки над i, напомнить, что вы сами спросите у них совета, когда сочтете нужным. Старшие должны понять, что взрослых детей надо оставить в покое и давать советы только тогда, когда их настойчиво об этом просят. И заповедь о почитании родителей тут никак не нарушается.

Мы вмешиваемся, чтобы дети не повторяли наших ошибок? Это заблуждение. Пусть они совершают свои ошибки, на них учатся, приобретают опыт. Это их жизнь. А у родителей есть хорошее универсальное средство заботы о своих детях — это нескончаемая любовь и искренняя молитва.

Протоиерей Владимир Гофман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.