Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Приступить к святыне
«Ведомости Нижегородской митрополии» 1 (61) 16:04, 15 января 2015

Приступить к святыне

KAV_1766

фото Алексея Козориза

Приближается праздник Богоявления. Его самая приметная особенность — чин Великого освящения воды. Число тех, кто пришел в этот праздничный день набрать воды, многократно превосходит число тех, кто пришел помолиться в храме. Интересный момент: у большинства наших сограждан, даже не посещающих храм, хранится дома святая вода. А знаем ли мы, как обращаться со святыней? Как хранить ее дома?

Действительно, бездуховному миру непонятно наше стремление отделить профанное от сакрального. В жизни христиан присутствует святыня, имеются освященные предметы и в наших жилищах.

Одной из главных святынь Православной Церкви является Великая агиасма (богоявленская вода). Она имеет широкое литургическое употребление. Великую агиасму пьют натощак или в случае канонических или иных препятствий к Причащению Святых Таин. В Чиновнике новгородского Софийского собора предписано не вкушать на литургии после Причащения даже теплоты и антидора до окончания чина водоосвящения в день накануне Богоявления — с тем чтобы вкусить Великой агиасмы натощак. Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Но если натощак мы принимаем святыню в своем обычном состоянии, то во время болезни мы нуждаемся в сугубом подкреплении наших сил благодатными средствами, поэтому больным позволяется принимать святую воду в любое время. Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, он благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Также преподобный говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет. «Освященная вода, — писал архиепископ Херсонский Димитрий (Муретов), видный богослов ХIХ века, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Один из поводов употребления агиасмы — нападение злых сил. Не надо забывать про это. Если в доме создается тягостная, гнетущая атмосфера, склонность к конфликтам, так называемая стрессовая ситуация — окропите жилище агиасмой с молитвой.

Бывает нападение другого рода — на человека. Разжжение греховных страстей, гнев, навязчивые помыслы — во всех этих случаях примите святой воды, несмотря на то, натощак ли это выйдет или нет. Капризничающего ребенка покропите или умойте святой водой — это успокоит его.

Великую агиасму не надо запасать что называется ведрами и пить стаканами. Ею не утоляют жажду, а посредством ее приобщаются благодати. Достаточно ложечки воды или влить чуть-чуть в простую воду и принимать. Можно окропить болящего, помазать пропитанной агиасмой тканью лицо или больное место.

Хранить святую воду нужно в стеклянных или фарфоровых (керамических) сосудах. Полиэтиленовые и полипропиленовые бутылки используют только для транспортировки. При хранении полимер разлагается, и вредные вещества переходят в воду. Сейчас в продаже есть масса красивых сосудов для святой воды, они послужат даже украшением жилища. Психика человека так устроена, что красивый, функциональный предмет вызывает желание чаще им пользоваться, потому что само пользование доставляет удовольствие. Заведите специальный сосуд, скажем, расписанный в технике «гжель» или хрустальный, и процесс употребления святыни будет сильно отличаться от того, если б святая вода хранилась в пластмассовой бутылке из-под лимонада.

Держат обычно святую воду и просфоры в святом углу, возле икон.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год. Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников».

Некоторые из «спортивного интереса» подписывают на сосудах с водой год и хранят их по 10–15–20 лет, как коллекционные вина, радуясь, что вода не портится. Это ни к чему.

Хороший обычай заводят некоторые внимательные к духовной жизни. Особый сосудец со святой водой и кропильце держат на кухне. Все купленные и принесенные домой продукты сначала окропляют святой водой, а потом распределяют по полкам кладовки или холодильника. Таким образом истребляется всякая духовная, а по вере человека и вещественная скверна, и вся пища становится освященной.

Но не только продукты, но всякие вещи, купленные для нашего употребления, окропляем святой водой, осеняем крестным знамением и просим в молитве Бога благословить нас пользоваться этими вещами во благо. Так всякая новая вещь входит в наш обиход с благословением. Этот обычай, прочно укоренившийся в практике, удержит от покупки ненужного, вредного или откровенно греховного.

Если святая вода испортилась, «зацвела», то это произошло по нашему небрежению: использовали недостаточно чистый сосуд, или хранили на свету, брали немытыми руками, отхлебывали из сосуда или относились к святыне неблагоговейно. В таком случае она выливается в «место непопираемое», а свой грех небрежения к святыне необходимо загладить на исповеди.

Важно понимать, что вкушение святой воды или святого хлеба (просфоры) — это не прием пищи, а священнодействие, поэтому все нужно делать с полным пониманием происходящего.

В некоторых семьях сохраняется благочестивый обычай: прежде чем достать сосудец со святой водой, моют с мылом руки и обязательно умывают лицо. С руками все понятно, но зачем — лицо? Это кроме чис­то утилитарного, гигиенического действия (лишний раз — не лишний) — еще и символическое очищение нашего ума и чувств пред тем, как приступить к святыне.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.