Главная > Вопрос - ответ > Простить или проститься?
«Ведомости Нижегородской митрополии» №8 (230) 18:58, 6 мая 2022

Простить или проститься?

Как пережить предательство ближнего

Предательство, хоть и не входит в число семи смертных грехов, может стать роковым событием в жизни человека и пагубно сказаться на его душевном состоянии. Должны ли мы бороться с собой, чтобы простить боль и отпустить обиду, или не стоит тратить силы и просто вычерк­нуть предателя из своей жизни? На этот и другие вопросы от наших читателей отвечает настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

— Недавно видела по местному телевидению новость, как двое совсем молодых людей разгромили и сожгли часовню на источнике в Большом Козине. Им грозит реальный срок. Думаю, что их поступок не связан с желанием надругаться над верой, и, попадись им мусульманская святыня или обычный дом, они сделали бы то же самое, так как были в состоянии опьянения. Может быть, лучше было бы отправить их восстанавливать часовню за свой счет и своими руками? Это научило бы их большему, чем отсидка в тюрьме.

— Предполагать мы можем все что угодно. Но есть конкретное преступление, и за него преступники ответят по закону, из каких бы соображений они ни действовали. Какое наказание они получат, решать будет суд. Каждый из нас, как известно, получает по вере и по делам. А гадать и предполагать — занятие бесполезное.

— Я на пути воцерковления. Читаю много духовной литературы. В настоящее время изучаю биографию царя-страстотерпца Николая II. Батюшка, какова позиция Русской Православной Церкви по вопросу его отречения от престола?

— Русская Православная Церковь полагает, что этот шаг царя был вынужденным и недобровольным. Практически все источники, сообщающие о причинах, которыми руководствовался государь при отречении от престола, говорят о его нежелании проливать кровь. Уже 9 марта 1917 года Святейший Синод, не осуждая поступок, выразил свое отношение к отречению. В рабочих документах говорилось о том, что нужно «принять к сведению отречение Николая II и его брата Михаила». В обнародованном воззвании «К верным чадам Русской Православной Церкви по поводу переживаемых ныне событий» было написано: «Святейший Синод усердно молит Всемилостивого Господа, да благословит Он труды и начинания Временного правительства, да дает ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов великой Российской державы да управит на путь братской любви». По одной из версий, такая реакция Синода могла объясняться тем, что Синод следовал логике государя, также стараясь избежать кровопролития и беспорядков. Церковь не находит канонического основания для осуждения императора в отречении от престола и клятвопреступлении. Да, он был помазанником Божиим, но помазание на царство не является таинством. Кстати, патриарх Тихон после расстрела царской семьи распорядился о служении панихид с поминовением Николая II как императора, а не простого «гражданина». В конце концов, причисление царской семьи и, в частности, царя Николая к лику святых ясно отвечает на ваш вопрос о позиции Церкви по поводу факта отречения. В акте о канонизации говорится следующее: «Духовные мотивы, по которым последний российский государь, не желавший проливать кровь подданных, решил отречься от престола во имя внутреннего мира в России, придает его поступку подлинно нравственный характер».

— Имеют ли приемные родители моральное право вернуть ребенка в детский дом, если они с ним не справляются, а ребенок ворует у своих и чужих, избивает других детей, не ночует дома?

— Существуют разные формы принятия ребенка в семью. Опекунство, например. Или усыновление. Насколько я знаю, и ответственность бывает разная. Одно могу сказать, если уж решили взять ребенка из детского дома, нужно много раз отмерить, а потом отрезать. Свои силы и возможности приемные родители обязаны знать. Но ответственность юридическая — это первая сторона проблемы, а ответственность моральная — вторая. Решать участникам. Мне же кажется, что, вернув ребенка, бывшие приемные родители или опекуны никогда не забудут того, что произошло. А мерилом всегда выступает наша совесть. У всех степень ее разная.

— В чем глубинный смысл библейского сюжета о том, что Иуда целует Христа, давая тем самым воинам знак, кого нужно схватить?

— В этом сюжете есть загадка. Как все произошло? «Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали, и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк 22:45–48). Почему нельзя было просто указать на Христа? Если это особый цинизм предателя, то как объяснить, что потом он повесится? Предательство всегда сложный процесс, происходящий в душе человека. Толкователи Евангелия в большинстве говорят, что причиной всего стало разочарование Иуды, ожидавшего, что Христос станет царем Израиля, а он, Иуда, будет, конечно, казначеем царя, ведь он был казначеем апостольской общины. Это слабое место и использует сатана. «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им» (Лк 22:3–4). Евангелисты, рассказывая о предательстве Иуды, не вдаются в подробности, что и не входит в их задачу, тем самым оставляя и нам возможность поразмыслить над главным предательством в истории человечества.

— Что означает верность Богу и какие наши поступки считаются Его предательством?

— Христос называет верность одним из качеств, которыми обязательно должны обладать Его ученики. Например, в притче о талантах (Мф 25:14–30) Он говорит о господине, который хвалит своих слуг, приумноживших вверенное им серебро, именно за верность: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф 25:21). Апостол Павел говорит, что это абсолютно необходимое качество для служителей Церкви: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домострои­телей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор 4:1–2). Настоящая любовь — и к человеку, и к Богу — доказывается делами. И Сам Христос ясно говорит, какими именно: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин 14:21). Предательство всегда осознанный шаг. Соблюдение Божиих заповедей или стремление их соблюдать — верность Богу, несоблюдение уже в какой-то степени предательство. А главная заповедь — заповедь о любви. Так кто же больше других рискует стать предателем Христа? Прежде всего, тот, кто, по слову апостола Павла, имеет всю веру, а любви не имеет (1 Кор 13:2). Апостол говорит, что любовь выше всех даров, даже выше, чем вера. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4:20).

— Уже несколько лет хожу в храм, молюсь, пощусь, стараюсь помогать по мере сил ближним, но вот предательства близкого человека много лет назад простить не могу и молиться за него не хочу. Значит ли это, что все мои усилия жить по заповедям сводятся на нет? Стоит ли стараться побороть себя?

— Безусловно, стоит побороть себя и научиться прощать. Это ведь гордыня не дает нам такого умения. А гордыня, как известно, серьезный грех. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6:14–16). Так что это наша задача — прощать и не помнить зла. Трудная, но с Божией помощью разрешимая.

— Существуют ли канонические причины, по которым монах или монахиня могут покинуть монастырь, или такой поступок в любом случае считается предательством?

— Вопрос праздный и, думаю, мирянам о таком предмете и размышлять ни к чему, потому что касается эта проблема лишь тех, кто принял монашеский постриг. За 2000 лет существования Церкви Христовой было принято немало законов о монашествующих, и Вселенскими, и другими соборами. Писали об этом и святые отцы. Нам же надо лишь знать, что любое нарушение обетов будет, конечно, называться предательством, как и всячес­кое нарушение клятвы.

— Как искупить грех предательства?

— Любой грех искупается покаянием. Покаянием не на словах, а на деле — воистину искренним. Вспомним апостола Петра, отрекшегося трижды от Спасителя, то есть предавшего Его. После этого предательства Петр исключен из числа учеников, о чем свидетельствуют слова ангела, сказанные женам-мироносицам, пришедшим ко Гробу: «…скажите ученикам Его и Петру…» (Мк 16:6–7). Господь всем предоставляет возможность раскаяться и быть прощенным. Петр искренне раскаялся и был прощен, ему обещает Христос ключи от Царства Небесного. Иным, ложным, было покаяние Иуды: «…увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф 27:3–5). Раскаяние Иуды не было подлинным, исцеляющим душу, это было крушение надежд и планов предателя. Бог прощает всякий грех, кроме самоубийства, ведь самоубийца не может раскаяться, а это обязательное условие прощения, свидетельствующее о свободе, дарованной человеку Богом.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.