Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Путеводная нить
«Ведомости Нижегородской митрополии» 14 (194) 19:01, 22 октября 2020

Путеводная нить

О видах молитвы и искренности сердца
Кадр из нового клипа архиерейского хора Нижегородской епархии на песню «Тихо шумят сады»

«Призовем имя Господа — и спасемся. Молитва — путь ко Господу. С призыванием имени Божия ты найдешь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной и вселится в тебя Святой Дух, источник всех благ», — поучал преподобный Серафим Саровский. «Самый деликатный воспитатель ума, сердца и всей личности», «единственный метод существенного самопознания», — так говорили о молитве другие святые подвижники. Но как правильно молиться? И как научиться это делать? Подборку вопросов на эту тему мы адресовали настоятелю храма Рождества Богородицы села Катунки протоиерею Владимиру Гофману.

Недавно начал ходить в храм. Изучаю православие, обычаи и правила, историю. Натолкнулся на интервью Никиты Михалкова, который на вопрос, что самое сложное в жизни, ответил, что самое трудное — ухаживать за престарелыми родителями и молиться. С родителями понятно. А вот молиться… Какая здесь особенная трудность?

— Есть такое выражение: самое трудное — отдавать долги, ухаживать за престарелыми родителями и молиться Богу. Все три эти задачи действительно трудные. Думаю даже, что третья из них — молиться Богу — наиболее трудная. Не буду говорить об элементарных вещах, таких как выполнение правила, умение читать и понимать прочитанное, участие в богослужении. Вы хорошо делаете, что изучаете православие, обычаи и правила, историю. Все это необходимо, но главное все же не внешнее, а внутреннее — ваше принятие Бога как личного Спасителя. Для этого нужно понимать молитву не как заговор или мантру, а как разговор человека с Богом. А как с Ним говорить? О чем? Особенно если ответа мы не слышим? Святитель Филарет (Дроздов) говорит: «Чрез смерть и чрез самый ад прошел Он для тебя, чтобы отвсюду тебе открыть новый и живый путь, и Своим воскресением и вознесением отверз тебе не только райския, но и небесныя двери, ниспослав также и свет, и силу свыше, для твоего восхождения по стопам Его». Так ли мы понимаем жертву Христову? Он Сам говорит о Себе: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего…» (Ин 15:5). Эти слова нужно не просто понять умом, но принять в сердце. Молитва не обязанность, но потребность человеческой души. Если так, то она легка и радостна, но достичь такого состояния очень трудно. Чаще всего для этого нужна целая жизнь.

Как научиться правильно молиться? Так, чтобы унеслись все суетные мысли, чтобы ты всецело был поглощен разговором с Богом?

— У каждого из нас свой путь к Богу. На этом пути у каждого свои радости и трудности. Но у всех есть одна путеводная нить — молитва. В предыдущем ответе я уже говорил о необходимости правильного понимания личной молитвы, как, впрочем, и церковной службы, которая является молитвой общественной. Что значит «правильно молиться»? Надо, по крайней мере, знать, что ты хочешь сказать Богу. Молитва бывает, как известно, трех видов: просительная (к сожалению, ее чаще всего только и знают молящиеся), благодарственная (иногда благодарить Бога мы все же умеем) и славословная, когда мы славим Творца и Спасителя нашего за то, что Он есть и мы есть. Христос говорит: «…пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13). Вот и это нужно понять для искренней молитвы. А если ты открыл молитвослов только потому, что пришло время вечернего правила, а с Богом тебе поговорить не о чем, свою жизнь ты менять не хочешь, избавляться от грехов не желаешь, то никогда у тебя не получится разговор с Тем, кто есть Любовь: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4:16). Только так.

Что делать, если настолько устала, что нет сил на вечерние молитвы? А иногда просто не можешь себя заставить встать перед иконами. Почему такое происходит? Душа-то должна тянуться к Богу, это же благое дело.

— Конечно, должна. Но она порой и к греху тянется. Поэтому надо заставлять ее трудиться, проявлять волю, что также дана человеку Богом. Но помнить надо и то, что молитвенное правило должно быть не обязаловкой, а потребностью души, жизненной необходимостью. Одно дело, если мы от уныния не можем молиться или от лени не хотим, другое — от физической усталости. Тогда помогает короткая и всеобъемлющая молитва: «Господи, помилуй». По-гречески: «Кирие, елейсон», что значит, не просто «прости меня», но во всей полноте — «Господи, пролей на мои раны исцеляющий Твой елей»! Ни прибавить, ни убавить.

Молитву «Отче наш» дал нам Господь, об этом говорится в Евангелии. А другие молитвы писали люди. Интересно, каким образом они это делали? Ведь это огромная ответственность, такие слова, наверное, нельзя придумать как художественный текст. Бог, я полагаю, должен был Сам каким-нибудь образом включиться в этот процесс? Что говорит об этом Церковь? И возникают ли в наше время новые молитвы? Если да, то кто их пишет?

— Не надо воспринимать молитву как некую данность, упавшую с неба. За исключением молитвы «Отче наш» все остальные придуманы людьми, чаще всего — святыми, то есть теми, кто при жизни достиг святости. Но и это условие не обязательное. Молитвы и правила — это для нас образец того, как надо молиться, о чем просить, за что благодарить. Сами мы по неразумию начнем просить совсем не то, что душе полезно и спасительно, вот образец и предлагает нам, как нужно с Богом разговаривать. Возникают ли новые молитвы? Конечно. Жизнь ставит перед человеком и Церковью новые задачи, появляются и новые молитвы. Например, молитва Оптинских старцев, молитвы святого Иоанна Кронштадтского. Да и совсем новые — о мире на Украине, о преодолении пандемии коронавируса: «Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия, на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Есть и другие, тексты которых утверждены Священным Синодом Русской Православной Церкви.

В молитвослове есть множество молитв на различные случаи жизни разным святым или перед разными иконами. Об исцелении от болезней, о благополучии в семье, даже от зубной боли. У меня к этому двойственное отношение. Зачем такое деление? Разве нельзя попросить, например, Богородицу или своего небесного покровителя и о том, и о другом?

— Можно, конечно. Но в православии утвердилась традиция молититься святым, получившим от Бога благодать помогать людям в тех или иных тяготах. Исцеляет, конечно, только Бог. Он — Податель всех благ. Но мы, как бы по скромности, не напрямую к Нему обращаемся, а к святым, чтобы они за нас грешных попросили у Того, Кто может исполнить наши прошения, если на то будет Его воля, с которой, кстати, мы должны быть согласны в любом случае, даже если получаем не то, что хотели.

Читала о преподобном Сергии Радонежском и наткнулась на незнакомое слово — исихаст. Что оно означает?

— «Исихаст» на русский язык дословно можно перевести как «молчальник», «безмолвник» или «пребывающий в покое». Это монахи-подвижники, которые проходят сложнейший аскетический путь. В словарях читаем: «исихазм — это практика умно-сердечной молитвы, совмещенная с трезвением (контролем) за всеми исходящими изнутри помыслами, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая (но не приводящая сама по себе) подвижника к богосозерцанию. Разумеется, речь не идет о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, внутреннем узрении. Святой Иоанн Синаит писал в Лествице: «исихаст есть старающийся заключить в своем теле бестелесное».

В основе практики исихазма выделяется шесть элементов: очищение сердца как средоточия духовной жизни человека, сочетание ума и сердца или «сведение» ума в сердце, непрестанная молитва, безмолвие, трезвение и внимание, призывание имени Божия как реальной преображающей силы, явление нетварного Фаворского света как вступление подвижника в богообщение и боговедение. Напомню, что это монашеская практика и едва ли стоит мирянам примерять монашеские одежды.

Не побоюсь сказать, что самое главное в молитве — ее искренность. И не надо искать особых молитв, якобы имеющих особую силу. Господь примет любую, если она от сердца и направлена на спасение души. Вот как нам надо жить по-христиански: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа…» (1 Фес 5:12–23).

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.