Главная > Вопрос - ответ > Ради будущего или собственного спокойствия?
«Ведомости Нижегородской митрополии» №16 (238) 20:40, 31 августа 2022

Ради будущего или собственного спокойствия?

Все ли полезно, что мы делаем ради детей

Духовных вопросов, связанных с воспитанием чад, у мам и пап возникает огромное количество. Сталкиваясь с трудностью в общении с ребенком или его воспитании и образовании, родители часто не знают, на чьи рекомендации опереться в этом нелегком деле, особенно если речь идет о вопросах духовного содержания. Зачастую во многом разобраться помогает пастырский опыт. Как по-христиански относиться к своим детям? На этот и другие вопросы отвечает настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

— Батюшка, как с христианских позиций оценить фразу: «Живу ради детей»?

— На вопрос о смысле жизни христианина ясно ответил святой апостол Павел в Послании к римлянам: «Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — [всегда] Господни…» (Рим 14:7–8). Животные живут для того, чтобы оставить потомство (мы так считаем, а возможно, и у них есть еще какой-то, определенный Богом, промысл), человек же, хотя и животное, но создан по образу Божию, и у него иной смысл жизни, он заключается в словах — «для Господа живем». Не для себя, не ради детей, которых мы, безусловно, любим, но для Бога. А как жить для Бога, это уже другой вопрос.

— Среди тех, кто крестит детей в младенчестве, немало «прохладно» верующих или вовсе атеистов. Они объясняют свои действия тем, что «все так делают». Нужно ли вообще крестить ребенка в невоцерковленной семье?

— В православии таинство Крещения могут принимать как взрослые, так и дети. Более распространено крещение младенцев. Катехизис дает следующее определение таинства Крещения: это таин­ство, «в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это таинство не повторяется. Крещеный человек перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Необходимым условием принятия этого великого таинства взрослым человеком является твердая вера и покаяние во всех грехах, совершенных до крещения. Это что касается взрослых: веруешь, хочешь жить для Бога, обещаешь выполнять Его заповеди — крестись! Детей же крестят по вере родителей и восприемников (крестных). И те, и другие должны иметь твердую веру, осознание, что младенца они «отдают» Христу и будут воспитывать так, чтобы он жил не для себя, а для Господа. Если же не имеют веры, обратились в Церковь «как все», лучше бы они воздержались от крещения, потому что воспитывать ребенка по-христиански они не будут. Но и отказать в таинстве священник не берет на себя ответственность (разве что убежденным атеистам или безбожникам, что, кстати, не одно и то же). И вот он крестит малыша у невоцерковленных родителей при невоцерковленных крестных в надежде, что Господь возьмет его за руку и приведет к Себе, несмотря на маловеров-родителей и восприемников. У Него же о каждом из нас есть Промысл.

— Почему такое огромное значение придается материнской молитве? Правда ли, что она сильнее других молитв?

— Думается, не следует измерять силу той или иной молитвы. Да и прибора такого не существует. Но понятно, что молитва матери за рожденное ею дитя отличается особой искренностью, надеждой и любовью. Примеров силы материнской молитвы в житиях святых немало. Например, молитва матери блаженного Августина, которая спасла его из плена гибельного лжеучения секты манихеев. Он сам писал об этом в своей «Исповеди»: «Ты простер руку Твою с высоты и «извлек душу мою» из этого глубокого мрака, когда мать моя, верная Твоя служанка, оплакивала меня перед Тобою больше, чем оплакивают матери умерших детей. Она видела мою смерть в силу своей веры и того духа, которым обладала от Тебя, — и Ты услышал ее, Господи; Ты услышал ее и не презрел слез, потоками орошавших землю в каждом месте, где она молилась; Ты услышал ее». О том же можно прочитать в Житии святого Григория Богослова. Так почему же молитва матери сильнее других молитв? Думаю, потому, что мать умеет любить так, как никто (кроме Господа, конечно). А раз так, то и Христос ее слышит и исполняет ее просьбы по великой любви. «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мк 4:24–25).

— Почему Бог не дает детей некоторым семьям, хотя они могут быть и верующими, и благополучными? Если в семье нет детей, допускает ли Церковь расторжение брака по желанию одного из супругов?

— Нет, не допускает. Такой причины для расторжения церковного брака нет. «Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод…» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви). «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева», — говорит Священное Писание (Пс 126:3). А если детей нет? Во времена Ветхого Завета бездетность считалась наказанием Божиим. Христианство смотрит на эту проблему по-другому. Рождение детей у супругов не является единственной целью брака. Мужчина и женщина вступают в брак по любви, которую призваны пронести через всю жизнь. По слову святителя Иоан­на Златоуста, брак у христиан стал «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. Семья, у которой нет детей, — это семья, несущая тяжкий крест, но все равно это семья. Все равно это малая Церковь. Мы не знаем, почему эту семью постигло такое испытание. Божий Промысл есть во всем — и в рождении детей, и в бездетности. Мы должны достойно его принимать, без ропота, находя смысл для спасения души. Нет детей — может быть, для того, чтобы семья взяла и воспитывала чужого ребенка, который остался без родителей, или они его бросили. Подарить ребенку счастье — это по-христиански.

— С ужасом жду начала нового учебного года: сын (15 лет), что называется, отбился от рук. Прошлый год еле закончил. Убеждали, разговаривали, наказывали. За каникулы ничего не изменилось. Боюсь, что снова начнет пропускать уроки. Батюшка, как молиться за него?

— Так же, как молились. Так же, как мать призвана молиться за своих детей и как она молится всю свою жизнь. Трудный возраст нужно пережить и, что бы ни случилось, достойно принимать посланное Богом испытание. А в молитве главное — искренность. Нам даны прекрасные образцы молитвы святыми отцами, но мы нередко просим у Бога то, что нам кажется главным, но это не всегда совпадает с волей Божией. Просим детям успеха в школе, достатка, материальных благ. А разве это главное? В молитве Гос­подней есть слова: «не введи нас во искушение». О чем мы просим? О том, чтобы Господь не допустил ситуации, когда мы можем впасть в искушение. Попросите об этом для своего сына. Такая просьба важнее для его души, чем молитва о хороших оценках.

— Объясните, пожалуйста, слова: «И оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей». Разве помощь родителям не является долгом взрослых детей?

— Вот эти евангельские слова в контексте: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает…» (Мф 19:3–6). Конечно, речь идет не о том, что человек забудет отца и мать, но он оставит их, потому что создана новая семья. Речь в отрывке идет о разводе, позволителен ли он? «Человек не должен оставлять женщины, потому что, по данному Богом закону, не может оставаться одиноким и жить в безбрачном состоянии. Чтобы не быть одиноким и безбрачным, он оставляет даже самых близких ему людей, своего отца и мать». (А.П. Лопухин). Кстати, цитата об оставлении отца и матери, которую приводит Христос, заимствована из книги Бытия (Быт 2:24), где слова эти приписываются не Богу, а Адаму. Создание же новой семьи никак не противоречит пятой заповеди, о попечении детей о родителях.

— Правда ли, что дети расплачиваются за грехи отцов?

 — В определенной степени расплачиваются. Но не все тут так просто. Священное Писание дает четкий ответ на этот вопрос. Дети не наказуемы за грехи, совершенные их родителями; как и родители — за грехи своих детей. Каждый из нас ответственен за собственные грехи. В Книге пророка Иезекииля (18:20) сказано: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына». Этот стих показывает, что наказание за грехи определенного человека будет понесено лишь этим человеком. Но открываем другую книгу Библии и читаем: «Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх 20:5). Как же так? Книга Исход говорит не о наказании за грех, а о последствиях греха, а это разные вещи. Последствия грехов ощущаются последующими поколениями. Например, дети наркоманов или алкоголиков получают определенную наследственность. Они не отвечают за грехи родителей, но страдают по вине их.  «Наказание за грехи не всегда падает на самих грешников, но на их потомство, которое, впрочем, страдает не безвольно, а потому, что в нем Господь видит те же грехи, что и в предках». Так в земной жизни. Но на суде Божием каждый из нас будет отвечать за свои личные грехи. Пророк Иеремия так и говорит: «каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер 31:27–30). И еще из Библии: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор 24:16). Иногда и от прихожан, и даже от священников можно услышать, что кто-то наказан за грехи родителей. На это есть ответ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 25 октября 2017 года на VII Общецерковном съезде по социальному служению: «Если кто-то говорит, что «за грехи», то такого батюшку надо самого сразу запрещать в священнослужении. Как так можно? Не знаю, с каким сердцем и с какой головой может быть священник, чтобы так сказать несчастной матери или отцу!»

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.