Нижнему Новгороду 800 лет


Главная > Вопрос - ответ > Семейный совет
«Ведомости Нижегородской митрополии» №21 (219) 20:56, 11 ноября 2021

Семейный совет

О браке и воспитании через призму православия

Иногда в семьях возникают такие проблемы или сомнения, о которых кроме как с духовником, перед Богом, и поговорить-то не с кем. Не все хотят жаловаться и выносить свое, личное, на всеобщее обозрение. Наша постоянная рубрика «Вопрос — ответ» дает возможность получить ответы на многие вопросы о семейных проблемах. За разъяснениями некоторых из них мы обратились к настоятелю Крестовоздвиженского храма села Катунки Чкаловского района протоиерею Владимиру Гофману.

В Евангелии от Матфея приводятся слова Спасителя: «Если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф 10:14). Каков смысл этих слов? Правильно ли я понимаю, что они о том, что не надо общаться с теми людьми, которые не веруют в Бога? Но как тогда быть, если в моей семье, например, все неверующие: муж, сестра, папа?

— Не раз уже говорилось, что евангельские высказывания нужно читать в контексте. Открываем главу 10 Евангелия от Матфея: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь <…> Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное <…> В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не вый­дете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф 10:1–14).

Господь посылает учеников на проповедь, поставив им конкретные задачи. Это апостольское служение, которое не всякому под силу, но является примером, недостижимой, но желательной высотой. Причем апостолы отправляются в жестокий мир, где их мало кто ждет, они будут в этом мире как «овцы среди волков». Главная их задача — Благая весть. Кто принимает ее, «остается с миром», кто не принимает, того надо оставить и не навязываться. Так и мы — не навязываем своих убеждений близким, но знакомим их с учением Церкви.

Дальше в этой главе есть слова, которые часто не принимаются современным человеком. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф 10:34–38). Вот, оказывается, как! На первом мес­те у человека должен стоять Господь, и если так будет, остальное приложится. И любовь к ближним, и почитание отца и матери… Ведь Он Сам же и сказал, что, возлюбив ближнего, мы возлюбим Бога. «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна» (1 Ин 2:9–10). «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4:20). Мы любим своих близких, общаемся с ними, молимся за них. И, возможно, пример нашей христианской жизни посодействует их обращению ко Христу.

Я встречаюсь с парнем, который не нравится моим родителям. Но мы любим друг друга и хотим пожениться. Мама же говорит, что не даст на это своего благословения. Не знаю, что делать. Посоветуйте.

— Благословение родителей на брак — очень важная вещь. Об этом говорит церковное право. С самых древних времен родительское благословение считается крепкой основой для благополучной семейной жизни. Примеров в Священном Писании предостаточно. Конечно, такое благословение желательно получить. Постарайтесь переубедить маму, проанализируйте свое поведение. Почему жених пришелся не по нраву матери невесты? Может, это лишь ее прихоть, ревность, материнское желание сохранить возле себя дочку? А возможно, парню нужно что-то изменить в своем поведении. Подумайте и постарайтесь все же получить родительское благословение. Амбиции в этом деле неуместны. Здесь нужен разум­ный компромисс.

Нам говорят, что нельзя жениться на сестре, даже если она двоюродная, потому что это грозит вырождением. В то же время мы знаем, что произошли от Адама и Евы. Соответственно, их дети — родные братья и сестры — вступали в брачные отношения, от них рождались дети. Почему тогда людской род не выродился, а наоборот, приумножился?

— Адам жил 930 лет, и вместе с Евой они родили множество детей, сыновей и дочерей. Они вступали в брак. Вот, что говорит апокриф — Книга юбилеев: «И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох. И Адам познал свою жену Еву, и она родила еще девять сыновей. И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса. И он первый начал призывать имя Господне на земле. И в седьмой юбилей в третью седмину Энос взял свою сестру Ноаму в жены, и она родила ему сына в третий год пятой седмины, и он нарек ему имя Каинан. И в восьмой юбилей в конце его Каинан взял свою сестру Муалелиту в жены, и она родила ему сына в девятый юбилей, в первую седмину, в третий год той седмины, и он нарек ему имя Малалел. И во вторую седмину десятого юбилея Малалел взял себе в жены Дину, дочь Боракиэла, дочь сестры его отца, — себе в жены, — и она родила ему сына в третью седмину в шестой год, и он нарек ему имя Иаред; ибо в его дни сошли на землю Ангелы Господни, которые назывались стражами, чтобы научить сынов человеческих совершать на земле правду и справедливость…» Для людей первого времени родственные браки не были проблемой. Когда это стало угрозой для рода человеческого, Бог это запретил. В законе Моисея уже есть запрет на близкородственные браки. Так что это Божественный Промысл. Первым людям на земле многое было дано такого, что впоследствии стало ограничением.

Мой одиннадцатилетний сын очень увлечен Гарри Поттером. Понимаю, что эта книга и фильмы, по ней снятые, в какой-то степени воспевают оккультизм и магию, но не могу ему это доказать. Он говорит, это волшебство, в русских сказках оно тоже было. И никакого противоречия с православием он не видит. Батюшка, посоветуйте, как объяснить сыну, что он выбрал не самого лучшего персонажа в свои герои.

— Возможно, ваш сын выбрал не лучшего персонажа в свои герои, но и не худшего. Я даже больше на его стороне. И сказки, и фэнтези как литературные жанры не магию и оккультизм прославляют, а добрые человеческие отношения, такие, какими они должны быть по задумке Творца. Только уметь надо объяснять книгу маленькому читателю. С христианской точки зрения. И тогда мы увидим, как герои борются со злом. И это главное. А запрещать такие книги бесполезно, ребенок все равно их прочитает, и не обязательно дома. И кто, в таком случае, ему объяснит суть произведения, кто расставит приоритеты?

Господь говорит: «Непрестанно молитесь» (1 Фес 5:17). Как это возможно, когда я или на работе, или с детьми занимаюсь? Как непрестанно и правильно молиться?

— И снова контекст: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес 5:14–23). Такое наставление дает верующим апостол Павел. Стараясь исполнять его, мы непрестанно молимся: и когда радуемся о Христе, и когда благодарим Его, и когда не воздаем злом за зло, и, конечно же, когда творим добро. Все это и есть молитва, а не монотонное повторение молитвенных слов. Словесная молитва тоже нужна, но искренняя, порой короткая, но идущая от сердца. Не случайно Господь говорит ученикам: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф 6:5–8). Мы не язычники, и молитва наша не только в словах, но и в делах, по слову апостола: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2:26).

Подготовила Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.