Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Без рубрики > Серьезнее подготовка — выше балл
14:12, 11 мая 2020

Серьезнее подготовка — выше балл

Как выпускники православных гимназий готовятся к экзаменам

В российских школах из-за COVID-19 всю четвертую четверть занятия ведутся в дистанционном режиме. И если для кого-то это определенное послабление, то только не для выпускников! Для них не время расслабляться: нужно сделать все, чтобы занять заветное бюджетное место в учебном заведении мечты. Как выпускники православных гимназий готовятся к важному жизненному испытанию, расскажем на примере трех учебных заведений Нижегородской епархии.

Когда мы едины, мы непобедимы!

Ученица Сормовской православной гимназии имени святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Анастасия Дудкина планирует подать документы в несколько вузов Москвы и Нижнего Новгорода. С введением дистанционного обучения девушка очень переживала, не скажется ли это на ее знаниях, а значит и итогах ЕГЭ.

– Сначала было страшно, — признается Настя. — Постоянно зависал интернет, часто не работали платформы, на которых мы проходили обучение, и из-за этого не всегда вовремя получалось отправлять задания. К этому надо было привыкнуть. Я очень благодарна учителям, которые в этой нелегкой обстановке готовят нас к выпускным экзаменам. Они проводят с нами индивидуальные консультации в Zoom, дают обратную связь с указанием на ошибки.

В этом году в гимназии сдают экзамены 28 человек: шесть одиннадцатиклассников и 22 девятиклассника. И если последним предстоит сдать только два обязательных экзамена – русский язык и математику, то ученикам 11-го класса — еще и предметы по выбору. Большинство выпускников выбрало историю, обществознание, физику и биологию. С ребятами, согласно расписанию консультаций по подготовке к экзаменам, постоянно занимаются педагоги, используя для этого различные образовательные платформы и мессенджеры.

— Наиболее полюбились ребятам уроки из РЭШ (сайт «Российская электронная школа»), где они совершенствуют свои знания и умения, — рассказывает директор гимназии Светлана Анатольевна Морозова. — Очень часто, когда что-то становится непонятным или вызывает вопросы, учителя проводят консультации или уроки с помощью Zoom. Как бывает радостно увидеть всех вместе, пусть даже и через монитор компьютера! Шквал эмоций и даже слез, бывает, нельзя унять несколько минут. В этот момент все понимают, насколько человек — социальное существо. Но, как говорится, делу время, а потехе час, и ребята начинают усердно учиться, задавать учителям интересующие их вопросы. Мы верим, что все наши ученики успешно сдадут выпускные экзамены, ведь «когда мы едины, мы непобедимы!»

Чтобы морально поддержать учеников и педагогов, которым так не хватает друг друга, в гимназии проводят различные акции. В первые недели дистанционного обучения проходил фотомарафон «Учимся дома». Вот уж где ребята проявили фантазию, прислав позитивные фотографии, отражающие учебу дома! А потом придумали флешмоб «Мы вас любим! Мы вместе!» Отдельные фото и видео учеников и педагогов с сердечками в руках были смонтированы в единый ролик.

— Жизнь в гимназии, когда мы в нее ходили, была насыщена интересными событиями, и не хотелось бы с ней расставаться даже на карантине, — продолжает Настя Дудкина. — Поэтому я для себя составила новый режим дня, позволяющий учиться и продолжать заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в богослужениях, в общественной жизни гимназии на удаленке. Благодаря помощи духовника нашей гимназии отца Дионисия Чибиряева, педагогов и поддержке мамы я справляюсь. Верю, что с Божией помощью мы пройдем эти испытания. Главное, что мы как большая дружная семья.

Все усилия — на подготовку к экзаменам

В Арзамасской православной гимназии имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии экзамены предстоит сдавать 40 ученикам: 24 девятиклассникам и 16 одиннадцатиклассникам.

— Мы постарались создать все необходимые условия для эффективной подготовки к экзаменам в дистанционном формате, — рассказывает директор гимназии Юлия Залялиева, — утвержден план-график, усилен контроль за подготовкой, ведется ежедневный мониторинг освоения учебных программ учащимися 9-х и 11-х классов, анализируется их отклик на задания учителей, все учащиеся обеспечены необходимыми техническими средствами обучения, все педагоги на высоком уровне владеют дистанционными технологиями. Вопросы подготовки к ГИА регулярно рассматриваются на педагогических советах, проводимых в онлайн-режиме.

Ученики 9-го класса, как и все девятиклассники России, в этом году будут сдавать только два основных экзамена: русский язык и математику. Подготовка по этим предметам идет в основном в рамках учебных предметов, где приоритет отдается личностно-ориентированному обучению через онлайн- и офлайн-уроки, а также через самообразование на сайте «Решу ОГЭ».

— По математике идет отработка заданий повышенной сложности и повторение изученного материала, — говорит Юлия Владимировна. — По русскому языку особое внимание уделяется написанию сочинения, трудным случаям орфографии и умению устанавливать причинно-следственные связи. Обобщается пройденный материал, учителя готовят карточки-информаторы, всевозможные памятки. Все девятиклассники успешно участвовали в пробном ОГЭ в онлайн-формате на платформе Российской образовательной компании Maximum Education.

Если говорить об 11-м классе, то подготовка к ЕГЭ там идет как в рамках учебных предметов, так и в режиме дополнительных занятий. Учитывая, что учебные программы в основном пройдены, педагоги используют все возможности для корректировки и закрепления полученных знаний, отработки наиболее сложных тем, разбирают всевозможные «ловушки», трудные случаи в содержании учебного материала, выходят за рамки учебных программ.

— Сейчас идет индивидуальная работа с каждым учащимся, — объясняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии Юлия Букарева. — Для самоорганизованных и высоко мотивированных детей сейчас очень хорошая возможность качественно подготовиться к ЕГЭ и сдать экзамены на достаточно высокие баллы. Такие дети в нашей гимназии, конечно, есть. Эти ребята занимаются не только с учителями, но и самостоятельно отрабатывают материал, используя дополнительно открывшиеся на время самоизоляции возможности: разнообразные бесплатные курсы, вебинары, пробные ЕГЭ на учебных платформах.

Конечно, замечает директор гимназии, есть и проблемы. Не все дети проявляют должную сознательность, особенно много таких учащихся было в первые недели обучения. С каждым из них приходилось работать индивидуально, в том числе в режиме малых онлайн-педсоветов, прибегать к помощи родителей, просить их усилить контроль.

– Ничто не может заменить живое общение ученика и учителя, — подводит итог директор гимназии, — но мы прикладываем все усилия, чтобы вынужденное отсутствие очного обучения не сказалось отрицательно на результатах обучения и наши дети смогли качественно подготовиться к выпускным экзаменам.

На самом высоком уровне

Этот учебный год для Нижегородской православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского знаменательный. Во-первых, в октябре гимназия отметила десятилетний юбилей. Во-вторых, в этом году состоится первый выпуск 11-го класса. К предстоящим экзаменам сейчас усиленно готовятся 13 одиннадцатиклассников и 23 девятиклассника.

— В 11-м классе я провожу групповые занятия по своему предмету, — делится опытом учитель математики и классный руководитель 9-х и 11-х классов Ольга Татаркина. — Дети разделены на четыре группы: в одной — те, кто сдает базовую математику, в трех других, в зависимости от способностей и скорости решения задач, — профильную. К определенному времени дети выполняют задания, а дальше, как я говорю, идет разговор взрослых людей. Первый мой вопрос: какие задания вызвали затруднения, где я могу помочь. Я уверена, что большинство детей не списывает, хотя многие задания есть в интернете. Они уже понимают, что все это в первую очередь нужно им самим. Поэтому в случае чего прямо говорят: я такое-то задание не смог сделать. Тогда предлагаем тем, у кого получилось, объяснить. Потом ребята присылают мне свои работы на электронную почту, я проверяю, смотрю и качество оформления, потому что от этого тоже будет зависеть оценка на ЕГЭ. А затем уже может быть индивидуальная вечерняя консультация для тех, кто что-то не понял.

Индивидуально и в мини-группах с использованием программ Jitsi meet, Skype, Zoom строят свою работу и другие педагоги гимназии, работающие с выпускниками.

— Один на один разбираются задания повышенной сложности, требующие именно индивидуального подхода, — говорит учитель русского языка и заместитель директора по УВР Ольга Молчанова. ­— По русскому языку это разбор написанных сочинений. Конечно, на индивидуальную работу у педагога уходит очень много времени, но надеемся, что она поможет качественнее подготовиться к экзаменам. А чтобы быть в курсе всех проблем, мы с учителями ежедневно с 19 до 20 часов проводим обсуждение по итогам обучения.

Педагоги вовлекают гимназистов в различные олимпиады, которые могут дать ребятам полезный опыт самостоятельной работы. В конце апреля — начале мая выпускники принимали участие во всероссийской олимпиаде «Я готов», которую предложил образовательный центр «Юниум». Старшеклассники дистанционно прошли пробные экзамены в формате ЕГЭ и узнали уровень своей подготовки. Многие из них показали неплохой результат по нескольким предметам, но педагоги советуют не расслабляться. Все-таки ребята выполняли работу дома, а это психологически намного проще.

— Несмотря на все трудности, дети не унывают, — уверена Ольга Татаркина. — Они все давно выбрали вуз, настроены на поступление и прекрасно понимают, что им для этого нужно делать. Конечно, мы надеемся и ждем, когда можно будет проводить очные консультации по подготовке к экзаменам. Живое общение, при котором учитель лучше понимает проблемы учащегося, ничто не может заменить, это практика показала.

Чтобы снять у ребят лишнее напряжение, связанное с подготовкой к ЕГЭ, и настроить их на успех, в гимназии проводятся различные мероприятия. Одно из них — участие во всероссийской акции «100 баллов для победы»: «стобалльники» из разных регионов в режиме онлайн проводят мастер-классы и делятся со старшеклассниками своим опытом и секретами успешной подготовки к экзамену.

— В нашей гимназии пока не было выпускников, — рассказывает Ольга Молчанова, — поэтому мы предложили выступить нашим молодым учителям, которые совсем недавно тоже сдавали ЕГЭ. Учитель химии Кирилл Алексеевич Быстров, в свое время сдавший на 100 баллов химию, рассказал о своих секретах. Учителя иностранных языков Яна Евгеньевна Панфилова и Дмитрий Александрович Фогель обратили внимание выпускников на подбор литературы во время подготовки к экзаменам.

— Я очень скучаю по детям, — признается Ольга Ивановна Татаркина, педагог с 42-летним стажем, — среди них я не чувствую возраста, ощущаю себя нужной. Мне кажется, что и они нуждаются в живом общении с нами, учителями. Совсем скоро наших выпускников ждет серьезное испытание, можно сказать, что у многих решается судьба. Хочу пожелать им успехов на экзаменах. Я работала в разных образовательных учреждениях и могу сказать, что в гимназии делается очень многое, чтобы качество образования было на самом высоком уровне. Хочется, чтобы ребята подтвердили это своими результатами. Будем верить в лучшее!

Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.