Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Сергей Алексеев: «Православные выставки — уникальное явление, которое зародилось в России»
18:09, 3 августа 2009

Сергей Алексеев: «Православные выставки — уникальное явление, которое зародилось в России»

Этимология слова «узорочье» трактуется двояко. Одни лингвисты возводят его значение к итальянскому uso («обычай», «традиция»), другие — к славянскому корню «зор» («входящий», «проницательный»). Это необычное слово сегодня у всех на слуху благодаря выставочной компании с таким же названием. Сотрудники ВК «Узорочье» вкладывают в это понятие изучение, сохранение и распространение взаимосвязи поколений, их традиций и обычаев.

Впервые ВК «Узорочье» заявила о себе в 2001 году. С тех пор на ее счету масса реализованных социально-культурных проектов, концертов, акций, конференций, семинаров, фестивалей, художественных и просветительских выставок. Сегодня православную жизнь нижегородцев невозможно представить без такого события, как выставка-ярмарка «Нижегородский край — земля Серафима Саровского», одним из организаторов которой и является «Узорочье». О том, как компания делала первые шаги, о соработничестве бизнеса и Церкви в современном мире, а также о ближайших планах нашему корреспонденту рассказал генеральный директор ВК «Узорочье» Сергей Алексеев.

— Сергей Николаевич, первый вопрос: с чего всё начиналось?

— С раскопок. По профессии я археолог с двадцатилетним стажем. В девяносто пятом меня, научного сотрудника Музея и института антропологии МГУ, попросили исследовать площадку на Бутовском полигоне под строительство храма Новомучеников и исповедников российских. Здесь в тридцать седьмом был расстрелян дед моей жены, православный священник, а недалеко в Коммунарке — ее прадед. Будучи уже верующим человеком, я не мог отказаться. Так я стал помощником ктитора на целых два с половиной года. Эта работа дала мне бесценный опыт. В 1998 году храм был построен. Ответственность перед семьей и детьми, которых у меня пятеро, требовала активности. Я ушел в бизнес. За два года я прошел путь от страхового агента до руководителя финансовой компании. Казалось, успех сопутствует мне, но ощущение, что я занимаюсь не своим делом, не покидало меня. В 2001 году я начал искать ту сферу, где мог бы реализовать себя. Попробовал силы в области народных промыслов. Надо признать, что эта область переживает в настоящий момент период перехода от массового производства к штучному. Сегодня промыслы становятся искусством. В результате отсутствие масштабности в этом деле и мой музейный опыт привели меня к выставочной деятельности.

— Как ваш бизнес приобрел православную направленность?

— Бутовская практика показала мне, что бизнес и православие не являются взаимоисключающими понятиями. Именно так считает и владыка Георгий. Лично для меня православные выставки — это именно та сфера, где я могу не только проявить себя как личность, но и чем-то помочь нуждающимся, сделать что-то общественно значимое. В начале третьего тысячелетия православные выставки-ярмарки проводились только двумя компаниями: Покровским центром — в Москве и «Рэстеком» — в Петербурге. Третьей компанией, приобщившейся к этой деятельности, стала наша. Свои первые выставки «Рождественская сказка» и «Пасхальный дар» мы провели при поддержке Патриархии в 2001 году на ВВЦ (ВДНХ). В то время имидж этого выставочного комплекса был примерно такой, как сегодня у Черкизовского рынка: многие вокруг говорили, что православная выставка и ВВЦ не совместимы. В том, что сейчас 22 московские православные ярмарки (практически все) проходят на ВВЦ, есть и наша заслуга.
Первая и вторая наши выставки оказались убыточными, и, проанализировав сложившую ситуацию, мы поняли, что столица перенасыщена православными выставками. Так появилась идея попробовать провести выставку в Нижнем Новгороде.

— То есть зарождение «Узорочья» фактически началось с Нижегородской земли?

— Медленное возрождение. На выставке в 2003 году нас снова поджидала неудача: сроки совпали с праздничными днями в Дивеево и Сарове, поэтому в Нижнем у нас не было посетителей. В 2004 году мы сменили свою рекламную и организационную политику. И этот шаг принес плоды.
Переломным для компании и для самой идеи православных выставок в регионах стал 2005 год. Посещаемость выставки была настолько высока, что было решено провести две выставки — летом и зимой. Обретя уверенность, с 2006 года мы стали расширять свою зону деятельности, выходить на другие регионы. Так в географии «Узорочья» появились Ярославль, Калуга, Звенигород и ряд других городов. Интерес к нашим выставкам стал расти на глазах.

— Сергей Николаевич, а каков критерий отбора участников выставок?

— Из года в год он становится жестче. Приходилось сталкиваться с тем, что некоторые участники пытаются зарабатывать на православии. Поэтому мы сегодня тщательно проверяем документы каждого юридического и физического лица, сертификаты на продукцию. От некоторых храмов и монастырей мы требуем фото или кино отчета о том, как собранные средства влияют на облик их обители. На всех выставках работает государственная лаборатория по определению качества пчеловодческой продукции. Некачественный мед тут же снимается со стенда. Сейчас планируем открыть лабораторию по другим видам продукции, создать комиссию, которая бы контролировала всю литературу, аудио— и видеопродукцию на предмет отсутствия информации, порочащей деятельность Церкви, пропагандирующей войну, расовую исключительность и призывающей к межнациональной и межконфессиональной розни.

— И всё-таки главный критерий отбора…

— Вопрос сложный. Православные выставки — это уникальное явление, которое зародилось именно в России. Аналогов им в мире нет ни у одной религиозной конфессии. До 2004 года выставочное движение неспешно и равномерно набирало обороты. В последние пять лет оно получило бурное развитие во многих городах России, Беларуси и Украины. Любое активное развитие не бывает без потери качества и обострения отношений. Появились организаторы-дилетанты, которые имеют смутное представление о том, что такое православная выставка-ярмарка. Некоторые даже не видят необходимости в получении благословения на мероприятие у правящего архиерея, не говоря уже о тесном взаимодействии с епархией. Вместе с такими организаторами пришли аналогичные участники, которые хотят получить только финансовую выгоду, прикрываясь православием. Заметив резкое «проседание» православных выставок, наша компания несколько лет назад вышла инициативой создать ассоциацию православных выставок, которая бы взяла на себя выработку нормативных документов о православной выставочной деятельности, организацию обмена информацией и повышение профессиональной квалификации как организаторов, так и участников. В начале прошлого года эту идею благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Мне думается, главный критерий отбора участников должен быть определен соборно с участием представителей епархий, организаторов и крупных участников.

— По какому принципу вы выбираете города для проведения этого форума?

-Принцип прост: мы бы хотели охватить все города Нижегородской области. (смеётся). Когда мы проводим ярмарку в городе с населением в несколько десятков тысяч человек, можно без преувеличения сказать: здесь она становится главным культурным событием года. Нам бы хотелось, чтобы подобного рода «культурный шок» могли испытать жители всех малых городов. Выставки-ярмарки реально влияют на духовную жизнь Поволжья.
Первоначально мы выбрали для организации ярмарки три города в разных частях Нижегородской области. Арзамас со 100 тысячами жителей — на юге, на пути в Дивеево. Городец — в северной часть области, в зоне отдыха, а также Дзержинск — с одной стороны второй по величине город Нижегородской области, а с другой город, как и Заволжье, без истории православной традиции. В этом году в наш список добавились Павлово и Выкса, центры крупных производств.
В каждом городе нашу выставку принимают с огромным желанием и власти, и население. Но у каждого города есть свое лицо; как и люди, они разные. Например, Арзамас — очень «закрытый» город, здесь люди основательно принимают решения, долго присматриваются, вывести их на откровенность нелегко; в Городце, Павлово — наоборот, по-деревенски очень открытые к общению и добродушные люди. Здесь нас поразило, как жители в день нашего отъезда пришли помахать нам платочком на прощание по русской традиции. У жителей каждого города есть приоритетные проблемы. Для Дзержинска это борьба с алкоголизмом и наркоманией, для Выксы и Павлово — проблемы семьи и детей. Исходя из этого, мы можем заранее составлять социально-культурные программы.

— Расскажите, пожалуйста, о программах, которые проходят в рамках выставки-ярмарки.
— С 2006 года мы пытаемся планомерно выстраивать программы в зависимости от региона, общих актуальных проблем и т.д. Основные темы — помощь сиротам, преодоление алкоголизма и наркомании, помощь современной семье. В рамках социальных программ мы пытаемся оказывать конкретную помощь — пожилым, людям с ограниченными возможностями. У нас много детских программ.
На ближайшей выставке затронем тему духовно-нравственного здоровья наших граждан и общества. Ожидается ряд просветительских мероприятий: консультации православных врачей, презентации проектов, связанных со здоровым образом жизни, развлекательные проекты, например, фестиваль пряника в Городце.

— Какие еще новинки появились в 2009 году?
— Главная наша новинка — мобильный павильон, который позволяет, не быть привязанным к стационарным выставочным площадкам. На следующий год мы можем увеличить количество городов Нижегородской области для проведения выставки до пятнадцати — именно благодаря этому павильону! Кроме того, мы намерены проводить выставочные форумы и в других областных центрах, таких как Владимир, Ярославль, Калуга, Киров. А недавно получили приглашение даже из Читы.

— В этом году главной иконой ярмарок в малых городах стала икона святого благоверного князя Александра Невского. Почему?

— Святой благоверный князь Александр Невский — пример гармоничного сочетания роли мудрого политика и доблестного воина, монаха и защитника Русской земли. На примере жизни таких людей следует воспитывать подрастающее поколение.
Принимая во внимание и то, что 2009 год объявлен годом молодежи, мы попросили владыку Георгия благословить пребывание иконы князя Александра Невского, как центральной святыни на нашем региональном форуме. И она действительно стала центром всех наших мероприятий, в том числе связанных и с его именем, как развлекательных, игровых, так и серьезных семинаров.
А на ярмарке в Городце главной станет Феодоровская икона Божией Матери. Вместе с участниками готовящейся там выставки мы решили сделать копию этой знаменитой иконы и подарить ее Городецкому благочинию.

— Сергей Николаевич, вам приходится часто общаться с архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием. Каким архипастыря Нижегородской земли воспринимает бизнесмен?

— Каждому человеку Господь дал свой дар. Важно, чтобы человек отрыл его в себе, а не закопал. Управление современным бизнесом требует от руководителя определенных способностей, кругозора, опыта, а главное умения учиться. Владыка Георгий обладает талантом эффективного управления большим хозяйством с широким вовлечением в него государственных и бизнес-структур. Для меня это недосягаемый пример. Мне есть чему у него поучиться.
Кстати, идея проведения выставок в малых городах исходила именно от Владыки. Нам осталось только поддержать и развить ее. 
Мы нечасто видимся с архиепископом Георгием. Но лично для меня общение с ним — это насыщение идеями, это мудрый совет по проблемным вопросам, в том числе и по личным, это высокая планка всех наших проектов, которую я не хочется снижать.

— Как складывается ваше общение с представителями светской власти?

— Мир и клир — две параллели, которые никогда не пересекаются, но, тем не менее, всегда существуют в тесном контакте. На первых порах чиновники осторожничают. Во многих городах, где мы устраивали совместные оргкомитеты, поначалу сталкивались с непониманием и негативом. Сейчас ситуация изменилась. У нас сложились теплые и дружеские отношения со многими государственными учреждениями. Когда представители власти видят, что бизнес может быть социально ответственным, отношение меняется. Мы не просим денег, а просто предлагаем провести мероприятия, направленные на развитие их региона, и просим лишь об организационной помощи. И в первую очередь заботимся о социальной стороне наших мероприятий.

— Чего вы как генеральный директор ждете от грядущей выставки в Нижнем Новгороде и Городце?

— От Городца я жду только одного — чтобы наш новый проект малых городов был замечен на государственном уровне. А благодаря выставке в Нижнем Новгороде наша команда «Узорочье», я думаю, должна обогатить свой опыт работы: найти новые способы обсуждения с современным человеком волнующие его проблемы. Ведь православная выставка — это хорошее поле для взаимодействия власти, Церкви, бизнеса, некоммерческих организаций, которое может и должно стать нормой.

Беседовала
Анна ЕРМОЛИНА