В ноябре в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре прошел круглый стол «Специфика российской цивилизации. Соотношение традиции и новаторства в ее истории» с участием преподавателей истории нижегородских вузов. Специальным гостем встречи стал профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, доктор исторических наук Сергей Перевезенцев. Один из авторов учебного пособия по «Основам российской государственности» после заседания ответил на вопросы журналистов и рассказал о состоянии умов и ценностях общества.
— Сергей Вячеславович, почему Россия — именно цивилизация, а не просто страна?
— Потому что она обладает признаками цивилизации. Их три: развитое государство, развитая господствующая религия и развитая культура. Суверенное российское независимое государство существует минимум с 1480 года, более 500 лет. Православная Церковь присутствует на нашей территории уже более 1000 лет. В совокупности, конечно, с другими традиционными религиями. О культуре говорить не будем, слишком много времени займет перечисление достижений в этой области.
— Новый курс «Основы российской государственности» с этого учебного года введен во всех вузах страны. Его появление и соответствующего учебного пособия — ответ на вызовы времени?
— Конечно. Как известно, часть научного сообщества не поддержала специальную военную операцию, кто-то уехал за границу. То есть часть профессорско-преподавательской корпорации видит место России в мире и свое место в ней иначе, чем требует сейчас время. Но если подобная точка зрения будет превалировать в нашем обществе, то постепенно, может быть, в течение нескольких десятилетий, страна превратится в колонию. Необходимо сохранить свой суверенитет, и духовный, и интеллектуальный.
Сейчас распространен линейно-стадиальный подход к изучению как истории, так и перспектив цивилизационного развития. Он подразумевает, что все человечество — единая цивилизация, поэтому всякое государство должно проходить одни и те же этапы развития, от низших к высшим, на основе одних и тех же принципов. Но при этом есть страны, считающие себя более развитыми, поэтому имеющими право диктовать другим народам и государствам правила жизни. А кто не следует этим правилам, тех нужно заставить. Разными способами, включая внешнее вооруженное вторжение. К сожалению, линейно-стадиальный подход господствует не только в политике, но и во всех общественных науках, в том числе в нашей стране. И в современных учебниках истории, политологии или социологии вы увидите, что Россия примерно с XVI века начинает «отставать от мирового развития», она почему-то все время кого-то догоняет…
Существует другой, так называемый цивилизационной подход, его основоположники — великие русские мыслители Николай Данилевский и Константин Леонтьев. Этот подход предполагает, что наш мир — совокупность самостоятельных цивилизаций, и каждая имеет право на самобытное развитие. Именно этот подход можно и нужно применять к изучению истории, он и заложен в основу нового учебника по «Основам российской государственности».
— Что представляет собой новый учебный курс?
— Это лекции и семинары, посвященные осмыслению сущности российской цивилизации. Выпущено три учебных пособия, в том числе и наше, под моей редакцией, предназначенное для студентов, изучающих социогуманитарные науки, поэтому более глубокое и широкое по тематическому охвату. Это пособие подготовлено на базе Государственного академического университета гуманитарных наук и разработано на принципах традиционалистско-консервативной методологии, ценностного подхода и проблемного изложения. Специалисты, которые участвовали в создании пособия, на протяжении нескольких лет занимаются изучением ценностей российской цивилизации с XI до XXI века. В нашу группу входят историки, политологи, социологи, политические психологи. Мы, историки, изучая различные тексты (их изучено уже более 10 тысяч), пытаемся понять, что означали те или иные традиционные ценности для наших предков — в жизни общества, в истории России, в их личной жизни. А наши коллеги: социологи, политологи, политические психологи — выясняют, что значат эти ценности для современных людей. И наше учебное пособие представляет собой результат этих исследований.
Фактически каждая глава посвящена описанию той или иной ценности, отношению к ней в российском общественном сознании с древности до современности. Есть главы о таких понятиях, как государство, Отечество, семья, личность. И это не просто рассказ о том, какое значение имело и имеет то или иное понятие. Это, скорее, постановка проблемы. Уже с первого курса студента нужно ставить в ситуацию самостоятельного познания, ведь наука — это не обладание абсолютной истиной, а постоянный ее поиск. Тогда студенту будет интересно, тогда он в этот поиск включится. В учебнике предлагаются разные точки зрения по одному и тому же вопросу, но в конце главы мы предлагаем свое решение на основе традиционалистско-консервативной методологии, как вывод из обсуждения различных возможных решений того или иного вопроса.
— Что должно измениться в мировосприятии тех студентов, которые пройдут этот курс, получат отличную оценку на экзамене?
— Мы надеемся, что, во-первых, они обретут глубокие знания о собственной стране. Может быть, те, которые они не смогли получить в школе. Во-вторых, им станут близки те чувства, которые мы попытались передать. Эти чувства просты и в то же время крайне сложны — чувства любви к своему Отечеству, понимание того, что мы обязаны служить ему, приносить ему пользу.
— Бытует мнение, что учебники должны быть академичными, не сказать скучными. А вы говорите об эмоции в тексте учебного пособия.
— В любом серьезном тексте, рассчитанном на то, чтобы привлечь внимание широкого читателя, должна быть эмоция. И она есть в пособии. Наше личное авторское отношение к Родине чувствуется, мне кажется, на каждой странице. Это отмечают и те, кто читал это учебное пособие, и те, кто по нему учится, и даже те, кто его нещадно критикует. Правда, критики в основном оказались из релокантов, сбежавших из России.
— Насколько я понимаю, и у вас когда-то было линейное историческое мышление, лишь потом пришло понимание, что правильным является подход цивилизационный. Как, почему произошел этот перелом в сознании?
— В 1990-е годы я занялся изучением отечественной истории по-настоящему, уже не как выученик советской исторической науки, построенной на марксистском подходе (а это как раз линейно-стадиальный подход), а уже как самостоятельно мыслящий исследователь. И я понял, что нас учили не тому, увидел, что в нашей истории были события, которые невозможно объяснить с материалистической, марксистской точки зрения, а более широко — с точки зрения линейно-стадиального подхода. Ибо эти события и явления не вписываются в канву некоей единой мировой истории. Россия все время выбивается из общей схемы. Тогда я по-настоящему начал изучать историю России как православной страны, что привело к личному духовному изменению. Когда я как историк понял, что такое православие и Русская Православная Церковь в истории страны, все встало на свои места. Пришло осознание, что я не только русский, но и православный человек, и одно без другого невозможно. Так довольно непростой переход от линейно-стадиальной методологии к цивилизационному подходу был завершен.
— Имеет ли смысл родителям студента-первокурсника, еще ребенка, по сути, познакомиться с вашим учебным пособием? Допустим, преподаватель не харизматичный человек, не смог заинтересовать, увлечь.
— Наше пособие не панацея. Это маленький костылек. Познакомиться, конечно, можно. И обязательно осмыслить, что я в этом мире сделал и что после меня останется. Когда человек об этом задумывается, то начинает понимать, он живет не просто свои 70–80–90 лет — он часть многовековой истории. И есть огромная страна со своими правилами и ценностями, которая досталась ему от великих предков, и все это ему нужно будет передать своим потомкам, чтобы цепь не прерывалась. Вот тогда настоящий диалог между родителями и детьми и возникнет. Они будут на одной волне, четко проявится их родство. Не просто кровное, но более глубинное и более надежное родство по культуре, по ценностям, по истории.
— Встреча с нижегородскими историками в Дивееве, на ваш взгляд, оказалась продуктивной?
— За последний месяц я участвовал в таких встречах в Кирове, Владимире, Саранске, Казани… Сейчас это общероссийское движение — стремление найти ответы на вопросы времени. Но найти их не где-то в далекой стороне, а в собственном Отечестве, в собственной традиции, в собственной истории. Сейчас это, я подчеркну, массовое движение. Меня активно приглашают в другие города. И очень отрадно, что наша встреча с нижегородскими историками состоялась здесь, в Четвертом уделе Божией Матери. Еще очень вдохновляет, что все на этом круглом столе были единодушны в решении обсуждаемых проблем.
Беседовали Сергей Мазин и Светлана Владимирова
Версия для печати Надежды Муравьевой
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.