Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Церковное искусство > Школа мастерства и духовного роста
«Ведомости Нижегородской митрополии» 15 (195) 15:24, 14 ноября 2020

Школа мастерства и духовного роста

В гостях у молодых иконописцев на Автозаводе

Седьмой год при Свято-Никольском соборе Нижнего Новгорода по благословению митрополита Георгия работает школа молодого иконописца. За это время состоялось уже два выпуска, и второй год в ней учатся будущие иконописцы из нового потока — еще 10 человек. Учащихся школы не пугают расстояния, они едут из разных концов города. Многие уже не представляют своей жизни без занятий в иконописном классе, где можно отвлечься от суеты будней и погрузиться умом и сердцем в создание святого образа.

Организовать иконописную школу на Автозаводе Татьяне Берковой, создателю и бессменному руководителю школы молодых иконописцев, предложил в 2013 году протоиерей Владимир Гофман, бывший в то время ключарем Никольского собора. Под будущую школу выделили цокольное помещение справа от высокого парадного крыльца собора.

Помещение было без ремонта: голые стены, бетон, пыль. Потрудиться пришлось немало. Ведрами выносили строительный мусор. Мебель и учебные инструменты пришлось покупать самим. Помогали и добрые люди. С Божией помощью школа приняла в свои стены первый набор.

Татьяна Беркова и ее супруг Михаил Соколов были учениками иконописной мастерской «Традиция», открытой еще в 1990‑е годы при Александро-Невском соборе, и решили передать свои знания другим, готовя профессионалов своего дела.

Начало

Для написания иконы недостаточно художественных навыков. Иконописец должен жить духовной жизнью. Поэтому перед поступлением в школу проводится серьезная беседа с будущим учеником. Учитываются опыт церковной жизни, наличие вредных привычек.

— Самый первый вопрос, который мы задаем своим будущим ученикам, — это для чего им нужна икона? — говорит Татьяна Александровна. — Чтобы рисовать, можно выбрать и другие направления. Она не терпит суеты, халтуры, расхлябанной жизни человека. Икона приводит в гармонию внутреннюю жизнь человека, стачивает острые углы греховных страстей, открывает новый непостижимый мир. Идет внутренняя работа над собой. Поэтому нужно соблюдать посты, исповедоваться, причащаться.

В духе канона

Техника обучения в школе молодого иконописца основана на копировании древних образцов.

— Дело в том, что иконописцы наших времен также делают ошибки. И если копировать их и добавлять свои ошибки, икона искажается. Мы идем по программе монахини Иулиании (Соколовой), стремимся к древнему письму, — объясняет Татьяна Беркова. — Древняя икона спокойная, в ней нет ярких тонов, цветов, только натуральные земляные краски. Иконописец должен, в первую очередь, передать дух, образ. Но это он сможет сделать, когда Господь откроет ему духовное зрение. Научить этому невозможно.

От грунтовки до золочения

Занятия в иконописной школе проходят четыре раза в неделю с пяти до девяти вечера. Здесь изучают рисунок, композицию, построение, а также технику золочения, чеканки и реставрацию — все направления, связанные с написанием и украшением иконы. К концу обучения выпускник может выбрать, что ему ближе.

Мне разрешили подсмотреть, как проходит занятие. В правом углу класса — иконостас, слева прикреплены к стене список учеников и текст молитвы иконописца. Перед началом занятий все молятся, а по окончании читают благодарственную молитву.

Учащиеся сидят за планшетами. Одна ученица покрывает доску с рисунком олифой, другая наносит рисунок кистью по левкасу (это меловой грунт), она строит рисунок, то есть ищет угол наклона и пропорции фигур на иконе. Третья ученица занимается раскрытием иконы, то есть нанесением разных цветов на участки рисунка с достижением гармоничности, это уже следующий этап в создании образа. Еще у одной ученицы рисунок уже перенесен, она кистью уточняет живопись и линии. На столах учащихся — кисти, палитры, баночки с цветными порошками (это натуральные пигменты), много разного инструмента. Ученики предварительно натирают их курантом на стекле. А потом смешивают с эмульсией (яйцом и вином), по старой традиции. На стенах схемы: построение глаза, кисти, черепа — азы рисунка. В несколько рядов висят «таблетки» — небольшие двухсторонние иконы. Образ учат создавать с нуля: от грунтовки до золочения и чеканки и олифления.

— Учиться очень нравится, у нас прекрасные педагоги, — признается Наталья Кулешова, она ездит на занятия из Гордеевки. — Меня сюда постоянно тянет, приезжаю, даже когда настигают хвори и проблемы. Писать иконы хочется всегда. Это стало любимым делом, большая потребность послужить Богу.

— У меня дедушка писал иконы, был священником, — делится 22‑летняя Ксения Колгарева. — Мне тоже стало интересно, занятие иконописью меня успокаивает. У меня есть основная работа, но в дальнейшем хотелось бы связать с иконописью свое будущее.

Ученицы школы молодого иконописца участвовали в написании иконостаса в Оранском Богородицком монастыре, а также реставрации икон, которые они жертвовали в храмы Нижнего Новгорода и области. В культурно-просветительском центре при Свято-Никольском соборе постоянно экспонируются работы иконописной школы. Ученики ездят также в паломнические поездки по программам: «Икона» и «Роспись стен».

Школа иконописи открыта для общения с теми, кто интересуется этим древним искусством. Для всех желающих здесь проводятся экскурсии с мастер-классом. У гостей есть возможность наглядно увидеть, как создается икона, и самому попробовать свои силы: левкасить, чекать и даже золотить.

Когда успех приносит упование на Бога

Будущие иконописцы работают не только в учебном классе. Заглядывают они и в мастерскую, где руководители школы и выпускники пишут иконы на заказ. Своих выпускников Татьяна Беркова не оставляет без поддержки. Способные выпускники  продолжают работать в этих стенах. Чтобы войти в число иконописцев, нужно учиться и учиться… Гораздо дольше того срока, который может предложить школа. И многие остаются набираться опыта в мастерской.

Заглядываем в мастерскую. Все заняты своим делом. Никто не отвлекается на посетителя: пишут иконы, выполняют реставрацию, левкасят, золотят.

Здесь стеллажи с альбомами и учебной литературой, ящики с инструментами и материалами; каждый подписан: пигменты, сусло (для золочения), мастихины, куранты (ими растирают на стекле пигменты), марли, ваты, краски, весы, бутылочки, клеи для реставрации. Сначала выпускники совмещают иконописание с работой, а потом выбирают икону и остаются.

— Я понимаю, что нужно время, чтобы созреть к такому решению и целиком посвятить себя иконописи. И не тороплю людей с выбором, — говорит руководитель школы.

Многие из сидящих в классе подтверждают, что в мастерской им лучше думается, лучше пишется, только здесь у них получается отключиться от суеты жизни. Каждый учащийся может прийти и когда нет занятий: утром, днем или вечером. Класс не закрывается.

— Садясь перед планшетом в мастерской, ученик минут пять-семь смотрит на работу, — добавляет Татьяна Беркова. — Он погружается в ее глубину, в размышление, созерцание, просит святого, которого пишет, о помощи. Нужно собрать все мысли и чувства, представляя себя перед Всевидящим Богом. Как на молитве. Иначе ничего не выйдет. И икона должна передавать молитвенное состояние, и молящиеся должны раскрыть свою душу, пролить слезы покаяния.

В конце обучения выпускники пишут дипломную икону. Все иконы, написанные прежними выпускниками школы, сейчас находятся в Никольском соборе. Это подарок храму от школы.

— «Много званных, но мало избранных». Здесь эти евангельские слова воплощаются в жизнь. Не все, кто приходит к нам учиться, остаются, — замечает Татьяна Беркова. — Но наша цель не в количестве, а в качестве. Пусть наше стадо будет маленьким, но оно будет знать своего Пастыря и держаться рядом с Ним.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.