Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Малая церковь > Слепившие счастье
«Моя надежда» Моя надежда №3 (2025) 10:37, 31 марта 2025

Слепившие счастье

Семья художников-керамистов — о профессии, творчестве, путешествиях

Свою семью Александр Комаровский и Ольга Соломкина создали без малого 20 лет назад, а их творческому союзу в нынешнем году исполняется ровно 20. Они познакомились во время учебы в Суджанском колледже искусств, где он учился на отделении художественного ковроткачества, а она — на отделении художественной керамики. Свой совместный профессиональный и семейный путь Александр и Ольга начинали уже на нижегородской земле.

Сложились два имени

— В училище, а потом в университете мы получили разную практику, поэтому имели возможность пробовать себя в разных видах творчества, — начинает свою историю Александр. — Моим основным направлением было ковроткачество, но также и живопись, и скульптура, а когда я попробовал себя в гончарном деле, то понял, что и в этом направлении я чувствую себя уверенно и могу работать.

Название своему творческому объединению супруги придумали, сложив его из частиц своих имен и фамилий: А-к-соль. Стали брать заказы, организовали мастерскую, где все желающие могут открыть для себя радость работы с глиной. Реализовывали различные социальные проекты, например, вместе с детьми-инвалидами лепили глиняный макет Нижегородского кремля, одновременно изучая историю. Недавно воплотили в жизнь проект под названием «Истоки народного единства», с мастер-классом в Живом музее ремесла и квестом по улице Рождественской.

На своих занятиях керамисты знакомят и с особенностями народной игрушки — суджанской, жбанниковской или нижегородской.

— В Курской области традиционная народная игрушка — суджанская, и по стилистике она сильно отличается от жбанниковской, нижегородской, — рассказывает Ольга. — Наша — из красной или белой глины, с применением природных красителей. Так называемый ангоб — слой сырой белой или цветной глины. А расписная жбанниковская игрушка лепится из черной глины. Интересно наблюдать за реакцией детей: они лепят из черной глины и ждут, что изделие будет такого же цвета. Когда в итоге оно оказывается белым, они очень удивляются, а нам приятно видеть их эмоции. Мы лепим всегда авторскую игрушку, чтобы каждый мог почувствовать себя творцом.

Знаковым событием в профессиональной деятельности стало участие супругов в реставрации интерьеров нижегородского Крестовоздвиженского монастыря. В главном соборе в составе бригады они восстанавливали лепнину. Принимали они участие и в реставрационных работах в музее Рукавишникова.

Есть кому передать

Александр и Ольга воспитывают дочь. Ксении — 13, и она человек разносторонний: помимо учебы в православной гимназии занимается конным спортом, музыкой, живописью и, конечно, керамикой. Собственный гончарный круг у нее появился уже в год.

— Хочу себя попробовать в разных видах деятельности, — делится девушка. — Если выбирать между живописью и керамикой, я, наверное, выберу второе. Для меня занятия с глиной — это возможность отдохнуть. Когда лепишь, отвлекаешься и просто наслаждаешься моментом, забываешь о времени. Родители меня поддерживают во всем и всегда. Что касается керамики, они могут посоветовать, что подправить. Папа может сделать какие-то замечания по поводу композиции, мама — помочь загладить изъяны и улучшить вид изделия.

Я горжусь своими родителями! Мои друзья часто мне говорят, что они у меня крутые, но они не знают, какой путь пришлось пройти каждому из них, чтобы состояться в профессии.

У семьи долго существовала традиция на Рождество ездить в городецкий Феодоровский монастырь — проводить мастер-классы для паломников и гостей праздничной ярмарки.

— Мне очень нравилось ездить на Пасху и Рождество в Городец, — заметила Ксения. — Там я вела мастер-классы по свистулькам, лепила специальные сувениры: лошадок и овечек.

Есть у семьи и любимая церковь в Гнилицах, где когда-то состоялось венчание Ольги и Александра. «Храм, — говорит Ольга, — неотъемлемая часть нашей жизни. Без Бога никак».

Акварель с колес

— Летом мы с родителями ездили на море. Мне очень понравилось, там мы отпраздновали мой день рождения, — рассказывает Ксюша о семейном досуге.

— Мы, когда собираемся в велопутешествие, предлагаем ей альтернативу, — добавляет мама. — Велосипед у нее есть, но Ксюша говорит: «У меня тренировки, у меня соревнования, я останусь». И мы едем на своих железных конях, а она на настоящем соревнуется.

Велотуризм — увлечение для семьи относительно недавнее, возникло во время пандемии и карантина. Сначала наши герои совершали совсем небольшие прогулки, но стремление к активному отдыху успело уже привести их и в Башкирию, и в Дагестан, и в Абхазию, а в прошлом году они побывали… на Алтае!

— Чтобы душа отдохнула, летом мы обычно набиваем рюкзаки, берем велосипеды и отправляемся в путешествие, — рассказывает глава семьи. — В дороге пишем акварельные этюды. На отпуск у нас, как правило, от 10 до 14 дней, и что мы за это время напишем, то и показываем. Эти поездки — источник нашего вдохновения. Мне нравится работать с акварелью. Прелесть этой работы в ее сложности, в том, чтобы поймать момент, чтобы краска легла особенно красиво. Или она подсохнет не вовремя, и это становится акцентом в работе.

Работы, привезенные из путешествий, супруги представили на юбилейной выставке, приуроченной к 20-летию своего творческого объединения. Посетители экспозиции смогли увидеть не только акварельные работы, но и гобелены, и керамику — как самих художников, так и их учеников, в том числе детские коллективные композиции.

— Керамика для нас — образ жизни и мышления, — утверждает Ольга. — Я часто говорю, что глина ведет. Сидишь лепишь скульптуру, эскиз есть, но в процессе работы материал иногда сам подсказывает, как сделать по-другому. Все может поменяться: и идея, и стилистика, и смысл.

— Глина — материал, из которого можно сделать практически все, — добавляет Александр.

То, что объединяет

Найти единый подход к работе двум творческим людям бывает непросто, но за годы семейной жизни супруги нашли способ разрешать противоречия.

— Мы друг другу больше, конечно, советчики, не критики, — говорит Александр. — Но я заметил, что нам нельзя, например, работать над совместной скульптурой: мы по-разному видим многие вещи. Но если возникает спорная ситуация, ничего — извинишься, обнимешь.

— Надо уметь уступать, просить прощения, —– добавляет Ольга.

Художникам хочется успеть многое: написать, вылепить, побывать в разных местах. И, возможно, благодаря их творчеству кто-то откроет для себя керамику и живопись, сумеет развить собственные таланты.

— У нас на выставке было примерно 150 человек, а потом своим относительно узким кругом мы поехали в мастерскую, где нас спросили: «Как вы умудряетесь объединять вокруг себя настолько разных людей?» Думаю, что искусство объединяет всех.

Когда оно открыто людям — хочется добавить к словам Ольги.

 

Текст: Дарья Петрова. Фото: архив «Аксоль»