Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > «Случайные» епитимии и обеты
«Ведомости Нижегородской митрополии» 3 (87) 15:49, 11 февраля 2016

«Случайные» епитимии и обеты

9Многое хочется спросить у священника. Но есть такие вопросы, ради которых, кажется, совестно тревожить батюшку: слишком они мелкие или выглядят наивными. Со временем их накапливается немало. Наверное, каждый верующий носит за плечами целый рюкзачок подобных недоумений. Справиться с грузом «несущественных» вопросов нам поможет благочинный Воскресенского округа иерей Иоанн Минин.

Когда люди подходят под благословение, это благословение на какое-либо дело или просто приветствие священника мирянином? Как вести себя в присутствии нескольких священников?

— Действительно, при встрече со священником мирянин испрашивает благословения. Это как приветствие. Если предстоит какое-либо дело, испрашивается особое благословение: «Батюшка, благословите то-то и то-то». В присутствии же нескольких священников нужно подойти к старшему по званию, а если не знаете, кто старший, то тогда к своему настоятелю или благочинному округа.

Можно ли пользоваться духами и одеколонами, идя в церковь?

— Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор 10:23). Поэтому во всем нужно знать меру. Если и пользоваться, то так, чтобы запахи не раздражали окружающих. Не всегда то, что нравится нам, может понравиться окружающим нас людям.

Некоторые, рассуждая о вере и Боге, говорят, мол, нас ничему не учили, веровать было запрещено, но стоит им предложить почитать Закон Божий —отказываются. Как с ними спорить, что сказать?

— С такими людьми лучше не спорить. Каждый человек, когда что-то хочет узнать, ищет и узнает. А когда не хочет, ищет различные отговорки. То его не учили, то не говорили, то, говорит, начнет читать, когда на пенсию выйдет, то еще что-нибудь. Это люди с окаменевшим сердцем. И за них нужно молиться, чтобы Господь их просветил.

Во время паломнической поездки очень хотелось причаститься, но я боялась идти на исповедь к незнакомому священнику, вдруг наложит епитимию? А как снимать ее — снова к нему ехать? Как поступать в таких случаях?

— Не нужно этого бояться. Если священник и налагает епитимию, то для нашего исправления. И когда все требования епитимии выполнены, можно подойти к своему духовнику и сказать ему об этом, и он ее снимет. Если же по каким-то причинам епитимия не выполняется, то после устранения этих причин ее все-таки надо выполнить.

Что делать со старыми крестами и надгробиями при замене их на новые?

— Утилизировать. Если крест деревянный и к тому же сгнил, его необходимо сжечь. На многих кладбищах предусмотрены специальные места. Но ни в коем случае нельзя выкидывать кресты на свалку или в мусор. Так поступают и с испорченными иконами.

Я необдуманно, в порыве души, дала обет Божией Матери, но выполнить его не в силах. Что делать? Связана ли я своим обетом?

— Если человек дает обет Господу или Пресвятой Богородице, или святому угоднику Божию, то он обязан его выполнить. Поэтому, прежде чем дать обет, надо подумать, а можешь ли ты его выполнить. Как сказано в Писании, не следует возлагать на людей бремена неудобоносимые. Господь Иисус Христос обличал в этом лицемерных книжников и фарисеев (см. Мф 23:4). Точно так же и на себя брать заведомо невыполнимые обязательства неразумно. Естественно, человек становится связан своим обетом. Невыполнение обета является грехом.

Я слышу во сне голоса. Как к этому относиться?

— Как к обыкновенному сну. Если мы вспомним ветхозаветную традицию, то верить снам — большой грех. Пророки грозно обличают в этом. Такое же отношение продолжилось и в новозаветной традиции. Не ищите смысла, не придавайте значения. Иногда эти голоса смущают человека, вводят его в различные соблазны и искушения. Мысль о том, что человеку во сне открываются какие-то истины, развивает его гордыню и тщеславие. А от этого недалеко и до прелести духовной или еще чего похуже.

Что такое «попасть под свою анафему?» Такие слова есть в молитве, которую священник читает вслух перед исповедью.

— Это значит преступить свои обещания или обеты, которые мы даем Богу или окружающим нас людям. Когда человек обещает или дает клятву, а потом не исполняет, то проклинает сам себя.

Некоторые женщины, придя в храм в брюках, повязывают поверх них платок. Со стороны это выглядит просто смешно. Разве это выход из положения?

— Со стороны, может, и смешно, но иногда это действительно выход из положения.

Никто не спорит с тем, что женщины в храме должны быть одеты соответствующе: в платье или юбку. Но если она зашла с улицы, проходя мимо? Желание посетить храм возникло спонтанно. Для такого случая во многих храмах есть специальные юбки, пошитые на запах. Но если прихожанка повязала платок? Отнеситесь снисходительно. Увидев, что она выглядит смешно или нелепо, в следующий раз она придет в юбке. Главное, не осуждать.

Что такое «самооправдание»? Какой от этого духовный вред?

— Самооправдание можно назвать и духовной ленью. Когда человек не хочет чего-то делать, принимать духовные подвиги, он начинает оправдывать свою лень то усталостью, то плохим положением, то кризисом в семье или еще чем-нибудь. А от этого получается духовный вред. Человек начинает лениться, оправдывая себя. Сегодня он не сделал малого, завтра — большего, и так далее. А потом из этого могут развиться и самонадеянность, и осуждение других, и много других пороков.

Почему, болея, верующие постоянно исповедуются, причащаются, а болезни не проходят?

— Болезни нам посылаются и для смирения, и для пользы. Иногда они нас и приводят к Богу. Когда человек болеет, он сильнее переживает близость Бога. Поэтому Господь и посылает болезни. Для верующего человека болезнь — это повод задуматься о жизни, о вечности. Мы всегда должны иметь память смертную. А причащаясь, человек готовит себя к будущей жизни. Ведь с Богом нельзя общаться на коммерческих началах: «Ты — мне, я — тебе». Господь видит сердце человека. И порой болезнь удерживает человека от греховной жизни. Иногда только так Господь оберегает нас от греха.

Что значит «понуждать себя на молитву»? Нужна ли Богу такая молитва?

— Понуждать значит заставлять себя трудиться. Молитва — это духовный труд. И если не трудиться, то ничего не получится. Например, мы ходим на работу, иногда преодолевая лень и болезнь, так как от этого зависит наше благосостояние. Так же и от молитвы зависит состояние нашего духовного здоровья. А Господь сказал: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф 11:12) (Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его). Нудится — то есть достается трудом. Так и наши молитвы в первую очередь нужны нам, а не Богу. Это наш труд, для того чтобы стяжать Царствие Небесное.

Подготовил Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.